Афиша мероприятий
на АПРЕЛЬ 2024 г.
Афиша
С 21 МАЯ 2020
Великая Отечественная война в советской графике."Великая Отечественная война в советской графике"
Выставка включает эстампы и факсимильные репродукции известных мастеров, работавших над военной темой в 1940-е и последующие годы. Не претендуя на всеобъемлющее раскрытие темы, выставка знакомит с отдельными, наиболее интересными произведениями о Великой Отечественной войне, созданными художниками – участниками боевых действий. Победное завершение Великой Отечественной войны – величайший патриотический подвиг нашего народа, ценой великих жертв отстоявшего независимость своей страны. Среди многих факторов, обусловивших Победу – деятельность мастеров искусства, поддерживавших в годы войны моральный дух бойцов фронта и тружеников тыла. Наибольшее развитие в это время получила графика: плакаты, газетные и станковые рисунки, часто тиражируемые в технике литографии (печать с литографского камня) и линогравюры (печать с формы из линолеума). Фронтовые рисунки, выполненные художниками непосредственно на месте событий, не только послужили материалом для создания картин, но и сами стали интереснейшими историко-художественными документами. Наброски военных лет отличает точность наблюдений, характерность ситуации, а главное – покоряющая человечность. При этом героическая и лирическая линии в фронтовой графике часто переплетаются. Лирические интонации свойственны графическим листам Леонида Владимировича Сойфертиса (1911–1996). В годы войны художник работал в осажденных Одессе, Севастополе, Новороссийске. Известный мастер журнальной карикатуры, он и на фронте обнаружил интерес к комичным ситуациям. Не прекращали творческую деятельность мастера изобразительного искусства в Ленинграде. Среди них – Соломон Самсонович Бойм (1899–1978), служивший в годы войны на кораблях Балтийского флота. Подвиг ленинградцев в городе и на подступах к нему художник запечатлел в нескольких графических сериях, над одной из которых ("Балтика") он продолжал работать и в послевоенное десятилетие. Тема гибели и разрушений, причиненных войной, нашла своеобразное решение в архитектурном пейзаже. Памятники истории и культуры, являющиеся национальной гордостью народа, важной составной частью вошли во многие произведения советских художников 1941-1945 гг. Серия линогравюр Ильи Алексеевича Соколова (1890–1968) "Что разрушил и уничтожил враг" – еще одно напоминание о невосполнимых утратах, понесенных в годы войны. Известный баталист Иван Васильевич Евстигнеев (1899–1967) работал преимущественно как живописец. Ему принадлежит немало картин на военную тему. В годы Великой Отечественной войны Евстигнеевым был создан большой цикл рисунков, которые позже, в 1950–1960-х годах, были переведены в литографию. Листы из серий "На марше", "На подступах к Москве" как раз являются такого рода произведениями. Отдельная тема, выстраданная войной, – судьба осиротевших детей, лишенных детства. К ней уже в 1960-е годы обратились художники Валентина Владимировна (р. 1922) и Леонид Григорьевич (1919–1978) Петровы, выполнившие иллюстрации к рассказу М. Шолохова "Судьба человека". Экспрессивные рисунки награвированы авторами в технике офорта – на металлической пластине с последующей ее обработкой кислотой. Художники, прошедшие войну с боевыми частями Советской Армии, видели много жертв, страданий, кровавых сцен. Но их задача заключалась в поддержании морального духа людей, и с ней мастера графики блестяще справились. В центре внимания каждого из художников всегда оставался человек, наделенный высокими нравственными качествами. В этом – гуманистический характер отечественного искусства, преемственность традиций которого сохранялась и в тяжелые годы Великой Отечественной войны.
|