Художник Николай Иванович Пискарёв (1892–1959) входит в славную плеяду отечественных гравёров на дереве первой трети XX века; в учебниках его имя стоит рядом с именами В. Фаворского, А. Кравченко, П. Павлинова. В 1920-е годы Пискарёв возглавлял книгопечатное отделение графиче- ского факультета Вхутемаса.
Высшие достижения Пискарёва связаны с ксилографией (гравюрой на дереве), однако обра- тился он к этой технике не сразу. В Строгановском художественно-промышленном училище им сна- чала была освоена чеканка по металлу; в графическую мастерскую Пискарёв попал после. Навык об- ращения с металлом, рабочая и техническая жилка сохранились: в будущем художник стал автором ряда изобретений в любимой полиграфической области. Именно на неё было ориентировано препо- давание графики в Строгановском училище. Пискарёв оказался верным продолжателем этой линии, всегда думая о возможности воспроизведения гравюры в массовом тираже силами типографского производства. Совершенно естественным поэтому кажется его обращение к книге.
Первый книжный заказ художника – оформление пьесы А. Луначарского «Освобождённый Дон Кихот». Здесь Пискарёв, хорошо знакомый с линогравюрой и офортом, наконец попробовал себя в ксилографии. «Освобождённый Дон Кихот» справедливо считается одним из ранних и лучших при- меров нового понимания книги как единого ансамбля, где художнику принадлежат не только иллю- страции, но и сам макет. Введение макета в издательскую практику, внимание к проблемам шрифта, разработка декоративных линеек и орнаментов (так называемых акциденций) – Пискарёв отдал много сил тому, что делает книгу предметом культуры, пусть читателю этот труд зачастую не виден.
Прекрасный пример шрифтового искусства художника – титульный лист к «Трактату о живо- писи» Леонардо да Винчи. Плотный блок названия из пяти строк напоминает о высеченных в камне классических римских надписях. Слева от титула должен был располагаться фронтиспис с портретом Леонардо в старинной итальянской технике кьяроскуро или цветной ксилографии.
В той же технике исполнена часть иллюстраций к роману Л. Толстого «Анна Каренина». Об- ращение к великому толстовскому тексту максимально раскрыло талант Пискарёва, став вершиной его творчества. В девятнадцати иллюстрациях гравёр сумел передать основные смысловые посылы романа, для чего мастерски соединил сюжетные изображения с символическими. Тема трагической судьбы Анны обозначена уже в титульном листе: цветущее дерево с обломанной ветвью. В другой гравюре смерть героини сопоставлена с гибелью на скачках лошади Вронского Фру-Фру. Ещё больше Пискарёву удалась параллельная тема Левина и Кити, как раз тут, в картинах семейной жизни осо- бенно выразительно прозвучал цвет. Замечателен разворот со сценой на катке, где на фоне зимней сказки влюблённые несмело движутся навстречу друг к другу.
О даре Пискарёва-миниатюриста позволяют судить небольшие заставки, концовки, экслибри- сы и те самые акциденции – наборные книжные украшения. В цикле «Крестьянский труд» каждое из них обладает изяществом поэтической строки.
Подборка станковых, то есть самостоятельных, уже независимых от книги произведений ху- дожника охватывает почти полвека. Автобиографическим кажется лист «Чёлн». Линогравюра была создана в 1919 году в отрезанной от остальной России Феодосии; что случится дальше, Пискарёв не знал, лодку его тогда несла буря. Путь графика он ещё учеником Строгановки начинал именно с ли- ногравюры – серии архитектурных пейзажей двух столиц и на склоне лет опять к этой технике вер- нулся. Умиротворённые образы поздних эстампов «Осень», «Зима», «Лоси на дороге» навеяны при- родой Подмосковья. С 1930-х годов семья Пискарёвых жила в Звенигороде, где гравёра до сих пор помнят, причём не только как художника, но и героически-деятельного инспектора по охране памят- ников архитектуры в годы войны.
Рязанский художественный музей искренне благодарит внучку художника Ирину Николаевну Пискарёву за возможность познакомить своих зрителей с творчеством знаменитого графика.
Выставка работает ежедневно кроме понедельника и первой пятницы каждого месяца с 11 до 19 часов (касса до 18 часов) по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Тел.: 8 (4912) 44–18–83.