Валерий Потапов. Палитра странствий
Валерий Сергеевич Потапов родился 7 декабря 1954 года в городе Черняховске Калининградской области, где окончил художественную школу. В 1974–1978 гг., после службы в армии, учился в Рязанском художественном училище, в 1980–1986 гг. – в Московском полиграфическом институте. Работал в крупных московских издательствах («Мир», «Молодая гвардия» и др.), где оформлял и иллюстрировал научно-популярную литературу. С 1986 г. работал художником в издательстве «Приокская правда», в 1989–1998 – в Рязанских художественно-производственных мастерских. В 1992 г. основал собственную рекламно-издательскую фирму «Март», которая занимается дизайном и изготовлением полиграфической и художественной продукции. С 1987 г. Валерий Сергеевич участвует во всероссийских, областных и групповых выставках как живописец и график, в 2013 г. принят в Союз художников России. Произведения экспонировались в России и за рубежом – во Франции, Тунисе, Италии. Валерий Потапов – член Союза журналистов России, член-корреспондент Академии народного искусства России.
На выставке представлено около ста произведений живописи и графики, которые условно можно поделить на два цикла – зарубежные поездки (Франция, Италия) и путешествия по России (Рязанская, Ростовская, Владимирская, Московская области и др.). Главным европейским городом для Валерия Потапова является Венеция, где в 2013 году у него состоялась персональная выставка. Именно Венеция с ее устремленной в небесную высь архитектурой, обрамляющей узкие улочки-каналы, подсказала художнику ставший теперь узнаваемым вертикальный формат произведений. В России Валерий Потапов выбирает города с древней историей и градообразующей храмовой архитектурой – Рязань, Коломну, Зарайск, Владимир, Ростов, Суздаль, Переславль-Залесский. Заглядывает он и в отдаленные, ныне ничем не примечательные села, где храм или руины, оставшиеся от него, напоминают о богатом историческом прошлом.
Валерий Потапов работает в жанре городского, точнее, архитектурного пейзажа, как правило, безлюдного. И это намеренное и часто невозможное «неприсутствие» человека в городской среде позволяет воспринимать произведения художника как портреты городов. У каждого – свой характер (контур, колорит), свое настроение (цвет неба, яркость солнечных бликов и приглушенность оттенков в тумане и сумерках). У архитектуры в живописи Валерия Потапова строгая, графичная основа, примат прямой линии, еще немного – и это уже дизайн. И все же она остается в живописном поле благодаря неурбанистическим пейзажным элементам – небу, воде, деревьям, земле, которые не меняют основной «портрет», но оживляют его более свободной манерой письма, оттеняют его главенствующую лаконичность. Картины художника лишены случайностей, их декоративность решает определенную монументальную задачу: это не психологический портрет места, а индуктивный взгляд на город, выражение через знаковое архитектурное сооружение того, что скрыто от глаз зрителя. Последнее особенно заметно в русском цикле – в качестве объекта-символа места художник выбирает старинный храм.
Графика художника, несмотря на те же самые темы и задачи, иная – не столь прямолинейная и статичная. Она более «подвижная», мягкая, детальная, что напрямую связано с выбором материала – пастели. Но и здесь художник ограничивает себя во избежание лишнего: в каждой работе он использует два, реже три цвета, контрастных или сближенных по тону. Часто третьим является цвет бумаги, который, с одной стороны, помогает, с другой – усложняет задачу автору. Детальность проработки архитектурных элементов карандашом совместно с цветовым минимализмом помогает избежать ощущения эскизности, быстроты запечатления натуры – зритель видит тщательную работу с материалом в процессе создания образа. Сегодня именно графика художника является приоритетным направлением в его поисках и пластических экспериментах.
Выставка продолжит свою работу до 19 декабря 2024 года по адресу Есенина, 112. Вход с 11.00 до 19.00 (касса до 18.00), кроме понедельника. Тел. для справок +7 (4912) 44 03 77