Рефлексы Серебряного века
«Как объяснить название выставки? Почему «рефлексы»? Потому что нет прямого подражания мастерам рубежа XIX- начала XX веков. Но есть в чем-то сходное понимание задач искусства (поиск красоты и внутреннего духовного смысла) и та же слитность с поэзией. У названия есть и второй смысл, идущий от глагола «рефлексировать»: с сомнениями и раздумьями оглядываться назад, искать и находить что-то упущенное в прошлом. В этом мы оказались созвучны исканиям Виктора Борисова-Мусатова, юбилей которого художественный мир будет отмечать в будущем году», — так о выставочном проекте говорит его куратор и один из авторов Нина Степановна Ромадина.
Одиннадцать живописцев и графиков, представленных в экспозиции, являются приверженцами разных стилистических течений и техник (масло, акварель, гуашь, цветной офорт), объединённых в этом проекте одной темой-мелодией.
Художники непрестанно любуются красотой, находящейся в центре их художественного внимания (Вера Добросмыслова, Ольга Пушкарева), оглядываясь назад, они видят живое прошлое (Вера Дранишникова), очаровываются старинными парками и усадьбами, их тишиной и вечностью (Екатерина Штеренберг). Обобщенно и усиленно-декоративно передают красоту «бэль эпок» (Наталья Жаворонкова) или крепко и смело утверждают прошлое в настоящем (Наталья Коновалова). Эпизоды судеб, мгновения жизни — проносятся мимолетно (Ира Григорьева), персонажи живописи и графики, словно старые знакомые, живут среди нас (Нина Любавина, Анна Браговская). Иногда они как будто соскальзывают с пространства холста и уходят «за кадр», оставляя нам на память свой мир, как в произведениях заслуженного художника РФ, члена-корреспондента РАХ Ольги Тучиной и куратора выставки Нины Ромадиной.
«Сегодня мы можем говорить о возникновении нового романтизма нашего времени. Утомление от скоростей, рекламы, визуальной информации, от бега, шума, суеты — все вместе поворачивает взор художника назад, в прошлое. Участницами данного проекта это прошлое идеализируется. Художники ностальгируют об ушедшем, о неведомом ими дворянском быте. В свое время Борисов-Мусатов там же, в смутном прошлом, искал идеалы красоты. Увеличенные фото-фрагменты работ художника включены в ткань выставки, и, в помощь зрителю, призваны заполнить до краев общий тон задуманного проекта. Сам художник стремился синтезировать свою живопись с гобеленом, и данная выставка (благодаря современной печати на особом сетчатом носителе) дает счастливую возможность увидеть произведения Борисова-Мусатова именно такими, как мечталось автору».
Цифровые репродукции произведений В.Э. Борисова-Мусатова предоставили для воспроизведения в рамках проекта четыре музея: Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина, Серпуховский историко-художественный музей, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева и Ивановский областной художественный музей. Помимо фото-фрагментов звучание экспозиции выставки дополняют и усиливают четверостишия поэтов Серебряного века, подобранные к каждому участнику. В «ткань» художественного мира точечно вплетены материальные артефакты эпохи – старинные веера и журналы начала ХХ века из библиотеки Рязанского художественного музея: «Мир искусства», «Столица и усадьба», «Аполлон» и другие.
Выставка продолжит свою работу до 13 октября 2024 года по адресу ул. Есенина, 112. Выставочный зал открыт с 11.00 до 19.00 (касса до 18.00), кроме понедельника.