Купить билет

Афиша мероприятий

на АПРЕЛЬ 2024 г.



                    Справки и заявки принимаются по телефону 44-18-83 (экскурсионно-массовый отдел)                                            
Бесплатный аудиогид для мобильных устройств.
Виртуальный тур по музею.
«Культура. Гранты России». Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства.
Интерактивная карта учреждений культуры Рязанской области   

Древнерусское искусство


Коллекция Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина в настоящее время насчитывает около 12000 экспонатов.
Наиболее значительным является отдел русского искусства. Среди его древних памятников – икона и деревянная скульптура XV – XVIII вв.
Собрание древнерусского искусства сложилось в результате экспедиционной работы сотрудников музея, ряд уникальных экспонатов поступил из Рязанского епархиального древлехранилища, Музея ученой архивной комиссии. Большинство памятников после реставрации, устранения позднейших записей, обрело новую жизнь в музее.

Истоки древнерусской иконописи восходят к культурной традиции Византии. Икона – явление православного религиозного искусства. Иконописцы работают в рамках общепринятой эстетической системы со сложившимися иконографическими типами Спасителя и Богоматери, святых, евангельских и библейских сюжетов.
В экспозиции представлены подлинные шедевры древнерусской живописи. «Лоратный Архангел Михаил с «Чудом в Хонех» начала XVI века обладает рядом особенностей, характерных для местной рязанской иконописи. Образ Архангела трактован торжественно и сурово. Поверх одежд богатый лор (лента) с 16 медальонами. В руках Архангел держит зерцало, на котором изображены «души праведных в руце Божией». Икону отличает усложненная символика, живописные особенности образа.

Малое количество сохранившихся памятников не позволяет утверждать существование рязанской школы иконописи. Однако ряд стилистических признаков, выделяющих «Архангела Михаила» среди образцов других иконописных центров, дает право говорить о местном своеобразии произведений одного с ним ряда.

На Рязанской земле часто встречаются работы московских мастеров.
Самая древняя икона в зале – «Благовещение» второй половины XV века, написанная в эстетической системе московской иконописной школы. Икона входила в состав праздничного ряда православного храма. Праздник установлен в воспоминание о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны Воплощения через нее Бога Слова. Благовещение – начало нашего спасения: прекращения действия закона Ветхого Завета и начала действия Благодати Нового Завета – Евангелия. Архитектурные формы в иконе трактуются символически. Палаты означают достоинство Девы Марии, велум (красная ткань), перекинутый через башенки, – связь Ветхого и Нового Заветов.

Среди икон московской ориентации – «Никола Зарайский с 20-ю клеймами жития» первой половины XVI века. Изображения в среднике и клеймах стилистически едины, общий фон – мягкое мерцающее золото. В центре – фигура Николая Чудотворца в рост, правая рука благословляет, в левой, отведенной в сторону, почти горизонтально изображено Евангелие на зеленой пелене. Композиция каждого клейма разрабатывается как книжная миниатюра, изображение насыщено подробностями, деталями. В состав клейм включен сюжет, основанный на русском чуде – «Чудо об отрочати».

Иконописец Троице-Сергиевой лавры Давид Сирах в 1577 году написал икону «Митрополит Алексий», о чем свидетельствует надпись на тыльной стороне доски. Это редкий образец подписной и датированной иконы среди произведений древнерусского искусства.

Памятники XVII столетия сохранились в значительно большем количестве и дают возможность судить об особенностях и достоинствах рязанской иконописи. Это время расцвета в искусстве Рязани. Особую историческую ценность представляет икона «София Премудрость Божия», вероятно, имевшая в качестве образца лучшие московские памятники XVI века. Среди других икон XVII столетия - «Троица Ветхозаветная», святые Василий Великий и Георгий из деисусного чина, Богоматерь Одигитрия, Успение Богородицы.

«Чудо Георгия о змие»– самый яркий памятник рязанский иконописи XVIII века в нашем музее, свидетельствующий о высоком профессиональном мастерстве рязанских художников.

Коллекция полихромной деревянной скульптуры позволяет судить о степени ее распространения на Рязанских землях. Самое значительное произведение – резная икона «Архангел Михаил» начала XVI века из села Путятино Сапожковского района. Икона не имеет аналогов в русской деревянной скульптуре, хотя поклонение Архангелу Михаилу в Рязанских землях было очень популярно.

Большой интерес представляет коллекция резных царских врат XVII – XIX веков в собрании музея, свидетельствующая о высоких пластических достоинствах искусства рязанских резчиков.

Царские врата (райские, небесные, святые) – двустворчатые резные двери в местном ряду центральной части иконостаса, расположенные напротив престола, - обладают сложным многоуровневым символико-догматическим смыслом, в соответствии с которым их открывают и закрывают в определенные моменты богослужения. Этому подчинены форма и декор врат.

Резные врата XVII века из собрания музея имеют строгую лаконичную форму с плоскорельефной изысканной резьбой, представляющей сложное переплетение цветочных орнаментов с виноградными кистями и лозой. Лоза и ветви указывают на Христа и Церковь. Живописные клейма обрамлены киотами в виде пятиглавых храмов. На створках врат обычно изображают Благовещение и четырех Евангелистов с соответствующими символами: Матфей с ангелом, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом. На вратах сохранились следы позолоты и полихромии.

Царские врата XVIII века являются примером московского («нарышкинского») барокко, распространенного в конце XVII-начале XVIII века в России. В них горельефная и барельефная резьба сочетаются со сквозной. Типичным элементом барочных врат стала сложная ажурная композиция навершия, составленная из головок херувимов на облаках.

Новаторство XVII в. нашло выражение в искусстве «парсуны» ( от латинского persona – личность) – портретном изображении реального исторического лица. Зародившаяся в конце XVI в. парсуна передавала внешнее сходство, по западноевропейской традиции писалась маслом, но сохраняла иконописные приемы вплоть до поясняющей надписи. В экспозиции музея находятся оглавная надгробная парсуна русского полководца князя М.В. Скопина-Шуйского, парсуны царя Федора Иоанновича и князя Василия Васильевича Голицына.

Парсуна связывает традицию древнерусской живописи и портретного искусства новой, петровской эпохи.


Лоратный Архангел Михаил с «Чудом в Хонех». Начало XVI в.
Лоратный Архангел Михаил с «Чудом в Хонех». Начало XVI в.
Дерево, паволока, левкас, темпера. 159х98. Инв.№455-ж
Архангел Михаил. Начало XVI в.
Архангел Михаил. Начало XVI в.
Дерево, резьба, левкас, темпера. 113х61,5. Инв.№28-с
Благовещение. Вторая половина XV в.
Благовещение. Вторая половина XV в.
Дерево, паволока, левкас, темпера. 121х95. Инв.№797-ж
Никола Зарайский с 20-ю клеймами жития. Первая половина XVI в.
Никола Зарайский с 20-ю клеймами жития. Первая половина XVI в.
Дерево, паволока, левкас, темпера. 110х90. Инв.№979-ж
София – Премудрость Божия. XVII в.
София – Премудрость Божия. XVII в.
Дерево, левкас, темпера. 139х107. Инв.№799-ж
Троица Ветхозаветная. XVII в.
Троица Ветхозаветная. XVII в.
Дерево, паволока, левкас, темпера. 132х106. Инв.№798-ж
Богоматерь Одигитрия. XVII в.
Богоматерь Одигитрия. XVII в.
Дерево, паволока, левкас, темпера. 106х87. Инв.№1042-ж
Чудо Георгия о змие. XVIII в.
Чудо Георгия о змие. XVIII в.
Дерево, левкас, темпера. 94х77,5. Инв.№976-ж
Царские врата. XVIII в.
Царские врата. XVIII в.
Дерево, левкас, темпера, резьба, роспись, золочение по полименту, серебрение. 198х100,5. Инв.№2804-п
Давид Сирах. Митрополит Алексий. 1577
Давид Сирах. Митрополит Алексий. 1577.
Дерево, паволока, левкас, темпера. 116х78. Инв.№795-ж

Оцените работу музея


Fatal error: Class 'CIBlockElement' not found in /home/c/cx55528/public_html/bitrix/templates/main/footer.php on line 202