|
Русское искусство XVIII - XIX вв.
Ведущим жанром искусства XVIII века был портрет. Музейная коллекция дает возможность познакомиться с яркими его образцами.
Портрет Александра Невского (1771) написан Федором Лысовым, художником, известным только по одному этому произведению. Полотно близко парсуне, хотя относится уже ко второй половине столетия. Когда-то оно, возможно, входило в целую галерею портретов исторических лиц.
Связью с парсуной отмечены также женский и мужской портреты из бывшего собрания А.С.Черкасова (1770-е) – замечательные по художественному качеству примеры провинциального искусства. Несомненное сходство с моделью соединено в них с декоративной условностью приемов. В характеристике акцентировано сословное достоинство. Являясь основой фамильных портретных собраний, подобные работы бытовали в усадьбах, где зачастую и исполнялись - крепостными мастерами.
Столичный портрет ориентировался на Европу. Представление об уровне её живописи давали работавшие в России иностранные художники, в число которых входили и весьма крупные. Парадный поясной портрет Екатерины II (1770-е) принадлежит кисти шведа А.Рослина, приглашенного к русскому двору самой императрицей.
Перенятый и осмысленный по-своему западный опыт способствовал укреплению национальной школы. Настоящий расцвет портрета пришелся на екатерининскую эпоху. Вклад в него Ф.С. Рокотова – интерес к душевной жизни человека. Сильное влияние рокотовского искусства угадывается в «А.Н. Голицыне» неизвестного автора. Живописная среда, в чье марево погружена фигура, растворяет контуры и тем рождает ощущение неуловимости состояния героя. Сложное и тонкое, это состояние утверждает внутренний аристократизм Голицына наравне с его высоким общественным статусом.
Гордость музея – портреты В.Л. Боровиковского. По ним, разделенным примерно двумя десятилетиями, можно проследить изменения как в творчестве художника, так и в русском искусстве в целом. «Дети с барашком» (1790-е) представляют сентименталистскую тенденцию конца века, «М.И. Голубцова» (начало 1810-х) – классицизм александровского времени.
Сентиментализм внимателен к ребенку, в котором видит «естественного человека». Невинность, искренность, нежное сердце – в «Детях с барашком» эти ценности подчеркнуты мягкостью колорита. Парковый пейзаж, куда помещены герои, намекает на их родство с природой. Окутывающая сцену дымка задает ноту мечтательной расслабленности.
Образ портрета супруги министра финансов М.И. Голубцовой гораздо определеннее. В пластическом строе работы ощутимо воздействие скульптуры, что соответствует установкам классицистической эстетики.
Первая половина и середина XIX-го века
Первая половина XIX-го столетия – «золотой век» русской культуры. Для развития искусства огромное значение имела деятельность Академии художеств. В её стенах культивировался классицизм, вершину живописи для которого воплощала картина на сюжет из античной или библейской истории. Можно предположить, что неизвестный мастер, написавший «Эдипа и Антигону», прошел академический курс в первой четверти XIX в. Картина изображает мифического фиванского царя с сопровождающей его в изгнании дочерью.
Другим важным для этого периода направлением стал романтизм, чье обращение к уникальному миру личности вызвало новый подъем в искусстве портрета. Черты романтического героя узнаются в образе, созданном Г.И. Лапченко. Мужской портрет его кисти сравним с лучшими произведениями О.А. Кипренского.
Романтизм искал индивидуальное не только в человеке, но и в природе. С.Ф. Щедрин сделал это программой своего пейзажа. «Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо» (1829) относится к годам жизни художника в Италии. Панорама города, залив, очертания Везувия вдали дополнены жанровой сценкой на переднем плане.
Самобытным явлением в искусстве того времени было творчество В.А.Тропинина, где присутствуют отголоски сентиментализма, романтические качества и качества, характерные для раннего реализма. В музее хранится пять тропининских работ.
Отличающийся живописным мастерством портрет С.Д. Нечаева (конец 1820-х-начало 1830-х) поступил в 1918 году из собрания потомка изображенного, но долго оставался безымянным. Только в начале 1970-х его атрибутировала сотрудник музея Т.П. Щеглова. С.Д. Нечаев занимался историей, писал стихи, а также сделал удачную карьеру, дослужившись до чина тайного советника.
Портрет Д.В. Киселева (конец 1820-х) представляет богатого шуйского купца. Это один из пары супружеских портретов. Второй, исполненный с А.И. Киселевой, находится в Третьяковской галерее.
Портреты состоящих в родстве рязанских помещиков Н.И. Бера (1842) и Д.М. Протасьева (1843) знакомят с поздней тропининской манерой. Художник писал многих представителей этой семьи, зачастую не по одному разу.
Еще одно произведение мастера – «Живописец» (1825), где соединились элементы портрета и бытовой картины и где перед нами не столько конкретный человек, сколько социальный тип. Такая переходная жанровая форма характерна для романтизма. Внеся большой вклад в её развитие, В.А.Тропинин одновременно содействовал утверждению в отечественном искусстве демократической темы.
Здесь ему близок А.Г. Венецианов. Правда, его герои уже не выходцы из городских низов, как у В.А.Тропинина, а крестьяне. «Крестьянка с бабочками» (1820-е) – один из шедевров собрания. В ней А.Г. Венецианов сплавляет идеал и реальность, чем достигает высокой художественной гармонии.
Искусство середины XIX-го века отмечено эклектичным сосуществованием разных направлений. Влиятельное место среди них принадлежало академизму, понятие о котором дает большое историческое полотно ученика К.П. Брюллова П.И. Бабаева «Умирающий унтер-офицер Ипат Старичков передает спасенное им знамя своему товарищу по плену» (1846). Автором запечатлено реальное событие, случившееся после Аустерлицкого сражения 1805 года. Работа удостоилась высокой оценки Академии, получив малую серебряную и малую золотую медали.
Историческому эпизоду посвящена и картина И.К. Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». Когда 31 августа 1714 года русские корабли попали в бурю в Финском заливе, то Петр I, чтобы спасти их, отправился вместе с небольшим отрядом на сушу; там был разведен огонь, послуживший эскадре маяком. И.К. Айвазовский истолковывает произошедшее в романтическом духе – как противостояние сильной личности и слепой стихии.
Сформировавшись в пору позднего романтизма, И.К. Айвазовский сохраняет связь с ним на протяжении всего своего долгого творчества. В «Трапезунде с моря» (1875), который является частью серии видов турецких портовых городов, объективная достоверность в трактовке натуры соединена с авторской взволнованностью.
Вторая половина XIX-го века
Вторая половина XIX-го века – эпоха реализма. Ведущие позиции в искусстве того времени занимала бытовая живопись демократической направленности.
Ранний образец такой живописи - «Писарь, играющий на гитаре» А.С. Михайлова (1851). В замысле картины еще нет стремления выявить недостатки действительности - лишь интерес к жизни маленького человека. Творчество и личность А.С. Михайлова долго были в тени, но теперь стали предметом активного изучения. «Писарь, играющий на гитаре» имеет подпись и потому считается эталонным произведением, сравнение с которым важно при определении авторства А.С. Михайлова в спорных случаях.
«В тяжелом раздумье» М.П. Клодта (1883) следует обличительной традиции 1860-х, затрагивая темы городской нищеты и судьбы женщины.
«Кто там?» В.М. Максимова (1879) представляет жанр 1870-х. Типичное для мастеров Товарищества передвижных художественных выставок обращение к крестьянской жизни в живописи В.М. Максимова зачастую не подразумевает критического подтекста. В картине «Кто там?» акцентированы занимательный сюжет и правдивая передача хорошо знакомого автору деревенского быта.
Уроженец Рязанской губернии А.Е. Архипов принадлежит младшему поколению передвижников. Его «Лед прошел» (1895) демонстрирует усилившееся к концу века влияние пейзажа на бытовую картину, в результате чего её социальная острота потеснилась поэзией. Программное для А.Е. Архипова, это произведение стало хрестоматийным, войдя в учебники по истории русского искусства.
Имена А.К. Саврасова и И.И. Шишкина связаны с расцветом во второй половине XIX-го века национального пейзажа.
К числу высших саврасовских достижений относится хранящийся в музее «Зимний пейзаж» (1873). Полотно исполнено на том же творческом этапе, что и знаменитые «Грачи». Богатый, хотя и немногоцветный колорит, с помощью которого передан свет зимнего солнца, преображает обыденный мотив, делая его выразителем тонкого лирического настроения.
«Опушка леса» И.И. Шишкина (1890), напротив, подчеркивает мощь русской природы. Созданию её монументального образа не препятствуют даже камерные размеры холста.
О пейзаже конца столетия с его пленэрными завоеваниями можно судить по «Реке» (1898-1899) И.И. Левитана и «Догорающему дню» С.И. Светославского.
Колоссы отечественного искусства И.Е. Репин и В.И. Суриков также присутствуют в музейном собрании: первый - портретом, а второй - этюдом к исторической картине.
Портрет И.Е. Цветкова (1907) отличается широкой манерой, свидетельствующей о проникновении в живопись И.Е. Репина начала XХ века новых представлений о пластической свободе. Изображен известный коллекционер, основатель Цветковской галереи. Галерея просуществовала до 1926 года, после чего была расформирована по столичным и провинциальным музеям. В Рязань попали этот репинский портрет и еще несколько произведений.
«Боярышня» В.И. Сурикова (1886) входит в большой массив подготовительных работ к «Боярыне Морозовой». Исполняя служебную роль, этюд в то же время обладает достаточной художественной убедительностью, чтобы существовать самостоятельно. В его героине воплощен излюбленный суриковский тип, которому свойственны цельность и духовное здоровье.
Русский рисунок XIX века
Коллекция оригинальной графики XIX века Рязанского художественного музея местным источникам обязана больше, нежели централизованным (ГМФ, Министерству культуры СССР и РСФСР). Основная часть работ поступила из национализированных имений, от частных лиц в Рязани, а также из уездных музеев. Весьма богатым было, например, собрание Гагариных в с. Коровино, откуда помимо ряда произведений неизвестных авторов происходят портреты А.И.Клюндера, И.И.Вистелиуса, Т.Райта, интерьеры Л.О.Премацци.
Среди образцов графического искусства начала столетия выделяются рисунки А.О.Орловского. «Киргиз на лошади» (1807) воплощает романтическое представление о свободе, которую искали в жизни еще не утративших её «диких» народов. Смелая импровизационная манера, живописное соединение угля, сангины и белил передают эмоциональный подъем художника зрителю.
Более спокойный, типично русский вариант романтизма узнается в портрете В.М.Лавровой П.Ф.Соколова (конец 1810-х). В образах, подобных этому, выражено светлое мироощущение отечественного искусства той поры. Обаятельный облик В.М Лавровой запечатлен итальянским карандашом и сангиной, что относит произведение к раннему творчеству автора. «Портрет мальчика из семьи Голицыных» был выполнен позже, когда П.Ф.Соколов, один из главных участников расцвета камерного портрета первой половины XIX века, всецело перешел на акварель.
Художественную династию Соколовых продолжил П.П.Соколов. Акварелист, как и отец, он прославился иллюстрациями к Гоголю, Некрасову, Тургеневу. С лучшими страницами классической русской литературы ассоциируются и его станковые листы – такие, как входящая в целую группу всевозможных «охот» «Охота на зайца» (1869).
Графика второй половины века отмечена подъемом пейзажного рисунка. Картинной законченностью отличается исполненный пером и тушью лист И.И.Шишкина «Вид на острове Валааме» (1869). Непревзойденный мастер этой беспощадной к ошибкам и исправлениям техники, И.И.Шишкин фиксирует множество деталей и одновременно сохраняет целое. Не менее замечателен рисунок А.К.Саврасова «На взморье» (1892). Подобно предыдущему, он демонстрирует характерные черты творческого почерка автора, в данном случае - внимание к пространственным градациям. Ради большей выразительности художник использует бумагу «папье-пеле», чья покрытая грунтом поверхность допускает процарапывание.
В отличие от панорамного саврасовского рисунка с «далями», сепия Ф.А.Васильева «Горы в облаках» (начало 1870-х (?)) как бы приближает небо, давая рассмотреть строение облака. Исследовательский интерес сочетается в работе с поэзией - известно, что образ окутанных дымкой гор стал в васильевском творчестве последних лет символом духовной высоты.
1870-ми же годами датируются две маленькие акварели И.Н.Крамского – «Руины. Помпеи» и «Термы в Помпеях» (1876). Это листки путевого альбома. Требование быстрой, точной работы объясняет лаконизм художественного языка пейзажей; письмо на пленэре – сохраненные в них свежесть и солнечный свет.
Отдельную группу оригинальной графики второй половины XIX столетия составляют подготовительные рисунки к картине: во-первых, композиционные эскизы, во-вторых, натурные штудии отдельных элементов будущего изображения (прежде всего человеческих фигур). Для написания передвижнической «хоровой картины» те и другие одинаково необходимы.
Эскиз К.А.Савицкого к «Ремонтным работам на железной дороге» (1873) предваряет одноименное полотно Третьяковской галереи. Степень проработанности наделяет акварель значимостью самостоятельного произведения.
Набросок И.Е.Репина «Андрий Кот» (1880) связан со сбором материала к картине «Вечорницi», происходившем в украинском имении Тарновских Качановка. Фигура позирующего изображена без обстановки, но благодаря мягким растушевкам итальянского карандаша и разнообразной по нажиму линии кажется погруженной в среду. Это наполняет произведение тем ощущением жизни, что составляет отличительный признак репинского рисунка в целом.
Лысов Ф. Вторая половина XVIII в. Портрет Александра Невского. 1771. Холст, масло. 84х66. Инв. № 448-ж |
Рослин А. (1718-1793) Портрет императрицы Екатерины II. Вторая половина 1770-х. Холст, масло. 76х55. Инв. № 15-ж |
Неизвестный художник. Вторая половина XVIII в. Мужской портрет. 1770-е. Холст, масло. 89х72. Инв. № 446-ж |
Неизвестный художник. Вторая половина XVIII в. Женский портрет. 1770-е. Холст, масло. 89,5х72. Инв. № 447-ж |
Неизвестный художник круга Ф.С. Рокотова. Вторая половина XVIII в. Портрет А.Н. Голицына. Холст, масло. 64х49,5. Инв. № 1421-ж |
Боровиковский В.Л. (1757-1825) Дети с барашком. 1790-е. Холст, масло. 60х47. Инв. № 1420-ж |
Боровиковский В.Л. (1757-1825) Портрет Мелании Ивановны Голубцовой, рожденной Галлер. Начало 1810-х. Холст, масло. 80х60. Инв. № 589-ж |
Неизвестный художник. Первая половина XIX в. Эдип и Антигона. Холст, масло. 104х82. Инв. № 459-ж |
Лапченко Г.И. (1801-1876) Мужской портрет. Вторая половина 1820-х-начало 1830-х. Холст, масло. 68х58. Инв. № 584-ж |
Щедрин С.Ф. (1791-1830) Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829. Холст, масло. 50х75,3. Инв. № 756-ж |
Тропинин В.А. (1780-1857) Портрет Степана Дмитриевича Нечаева. Конец 1820-х-начало 1830-х. Холст, масло. 77х64,5. Инв. № 586-ж |
Тропинин В.А. (1780-1857) Портрет Диомида Васильевича Киселева. 1820-е. Холст, масло. 89х71. Инв. № 463-ж |
Тропинин В.А. (1780-1857) Портрет Николая Ивановича Бера. 1842. Холст, масло. 73,5х62,2. Инв. № 669-ж |
Тропинин В.А. (1780-1857) Портрет Дмитрия Михайловича Протасьева. 1843. Холст, масло. 73х62. Инв. № 670-ж |
Тропинин В.А. (1780-1857) Живописец. 1825. Холст, масло. 81х74,5. Инв. № 599-ж |
Венецианов А.Г. (1780-1847) Крестьянка с бабочками. 1820-е. Холст, масло. 38,8х31,8. Инв. № 594-ж |
Бабаев П.И. (1813-1870) Умирающий унтер-офицер Ипат Старичков передает спасенное им знамя своему товарищу по плену. 1846. Холст, масло. 207х164. Инв. № 740-ж |
Айвазовский И.К. (1817-1900) Трапезунд с моря. 1875. Холст, масло. 61х94. Инв. № 510-ж |
Михайлов А.С. (1818-1860) Писарь, играющий на гитаре. 1851. Холст, масло. 44х53. Инв. № 575-ж |
Максимов В.М. (1844-1911) «Кто там?». 1879. Холст, масло. 47,5х37. Инв. № 478-ж |
Архипов А.Е. (1862-1930) Лед прошел. 1895. Холст, масло. 70х136. Инв. № 601-ж |
Саврасов А.К. (1830-1897) Зимний пейзаж. Москва. 1873. Холст, масло. 84х64,5. Инв. № 587-ж |
Шишкин И.И. (1832-1898) Опушка леса. 1890. Холст, масло. 35х59,5. Инв. № 773-ж |
Левитан И.И. (1861-1900) Река. 1898-1899. Холст, масло. 42х64,5. Инв. № 597-ж |
Светославский С.И. (1857-1931) Догорающий день. Холст, масло. 101х140. Инв. № 54-ж |
Репин И.Е. (1844-1930) Портрет Ивана Евменьевича Цветкова. 1907. Дерево, масло. 63,5х52,5. Инв. № 568-ж |
Суриков В.И. (1848-1916) Боярышня. 1886. Этюд к картине «Боярыня Морозова» 1887 г., находящейся в Государственной Третьяковской галерее. Холст, масло. 49,3х36,5. Инв. № 592-ж |
Орловский А.О. (1777-1832)
Киргиз на лошади. 1807. Бумага, сангина, уголь, белила. 42,5х31,5. Инв. № 463-р
|
Соколов П.Ф. (1791-1848)
Портрет Варвары Матвеевны Лавровой, рожд. Муромцевой. Конец 1810-х. Бумага, итальянский карандаш, сангина. 21,8х16,8. Инв. № 458-р |
Соколов П.П. (1821-1899)
Охота на зайца. 1869. Бумага, сепия. 22х30. Инв. № 407-р
|
Шишкин И.И. (1832-1898)
Вид на острове Валааме. 1869. Бумага, тушь, перо. 31х20,7. Инв. № 382-р |
Васильев Ф.А. (1850-1873)
Горы в облаках. Начало1870-х (?). Бумага, сепия. 17,5х26,5. Инв. № 448-р
|
Саврасов А.К. (1830-1897)
На взморье. 1892. Бумага грунтованная, карандаш, процарапывание. 22,7х32. Инв. № 723-р
|
Крамской И.Н. (1837-1887)
Руины. Помпеи. 1876. Бумага, акварель. 7,5х12,9. Инв. № 95-р |
Савицкий К.А. (1844-1905)
Ремонтные работы на железной дороге. 1873. Эскиз одноименной картины 1874 г., находящейся в ГТГ. Бумага, акварель. 28х46. Инв. № 176-р
|
Репин И.Е. (1844-1930)
Андрий Кот. 1880. Набросок к картине «Вечорницi» 1881 г., находящейся в ГТГ. Бумага, итальянский карандаш. 33х24. Инв. № 445-р
|
|