Афиша мероприятий

на АВГУСТ 2017 г.

17 августа в 16:00 в художественном музее открытие выставки произведений В. Решедько. Живопись.
Бесплатный аудиогид для мобильных устройств.

Декоративно-прикладное искусство


В разделе декоративно-прикладного искусства представлены художественный фарфор и керамика, стекло и предметы мебели как дореволюционного, так и послеоктябрьского периода.

Наибольший интерес вызывают образцы русского фарфора, созданные в конце XVIII- первой половине XIX в. на Императорском фарфоровом заводе, частных фарфоровых заводах Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова и др.
Искусство фарфора, самое демократичное и вместе с тем изысканное, запечатлело в себе стили двух с половиной столетий. Первый в России Императорский фарфоровый завод, основанный в середине XVIII в. в Петербурге, уже к 1780-1790-м гг. стал одним из ведущих в Европе. Его продукция представлена в коллекции музея деталями сервизов, предметами мелкой пластики (гербовый сервиз, золоченый с орнаментом, аллегорическая фигурка «Зима», тарелки).
Завод Гарднера - первый и один из лучших частных фарфоровых заводов в России, построенный в с. Вербилки близ города Дмитрова во 2-й половине XVIII столетия. Будучи коммерческим предприятием, завод предназначал свои изделия как для широкой продажи, так и для узкого круга богатых заказчиков. К началу XIX в. сложился характерный стиль росписи гарднеровского производства. Стилизованный розан стал центром цветочных композиций в тарелках, рюмочных и бутылочных передачах. В первой половине XIX в. завод начал изготавливать мелкую пластику, изображающую популярные в это время простонародные типы. Образы городских обитателей – блинника, сбитенщика, дворника – были выполнены по рисункам издания «Волшебный фонарь» и разошлись массовым тиражом с различными вариантами росписи.

Фарфоровый завод Попова в с. Горбунове Дмитровского уезда, один из крупнейших частных заводов, выпускал к 1820-м годам формы чайной посуды, которые определили не только особенности его собственной продукции, но и всего русского фарфора частных заводов первой трети XIX в. Им присущи изящество и камерность, основные типы росписи – орнаментальные композиции, романтические пейзажи и цветочные мотивы с характерной палитрой красок очень насыщенных тонов. Большое распространение получили сервизы «тет-а-тет» с подносами. Увлечение народной темой нашло выражение в серии статуэток, изображающей пляшущих и играющих на музыкальных инструментах крестьян. Выполненные из неглазурованного фарфора с росписью они отличались живостью движений, тонко подмеченными бытовыми деталями.

Уникальным экспонатом в собрании музея является фарфоровая скульптура «Библиофил», изготовленная частным заводом Миклашевского ( с. Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии) и известная в настоящее время всего в нескольких экземплярах. Просуществовавшее до отмены крепостного права производство Миклашевского было ориентировано на западноевропейские образцы. Скульптура «Библиофил» - шарж на известного французского писателя Шарля Нодье, прекрасного филолога, одно время служившего библиотекарем. Она представляет собой распространенное в 1-й половине XIX в. изделие «с секретом»: в книжках большего размера спрятаны чернильница и песочница.

Фарфоровая пластика начала ХХ века испытала влияние разных стилевых направлений. Результатом плодотворного сотрудничества с Императорским фарфоровым заводом художника К.А. Сомова стали скульптуры «Влюбленные» и «Дама, снимающая маску». Стилизация под излюбленный мастерами объединения «Мир искусства» XVIII век сочетается в них с тонкой авторской иронией.

Высокохудожественными образцами представлен в музее фарфор агитационный, в создании которого в 1918 – 1922 гг. принимали участие такие крупные художники, как С.В. Чехонин, А.В. Щекотихина-Потоцкая, Н.Я. Данько. Чехонин использовал графические приемы в росписи блюд, превращая шрифт революционных лозунгов в яркий и выразительный декор («Борьба родит героев»). Щекотихина-Потоцкая отдавала предпочтение тематической росписи, прибегая к стилистическим приемам, позаимствованным из древнерусской живописи. Выразительной пластикой и яркой росписью отличались жанровые скульптуры Данько. В музее имеется экземпляр известной работы Данько «Работница, говорящая речь» (1922).

Художественное стекло в коллекции музея датируется XVIII- ХХ вв. и дает возможность познакомиться с образцами ведущих стекольных производств и стилей. Среди немногих экспонатов эпохи модерна – ваза в технике «галле». Ее декор, выполненный из многослойного стекла со сложным, разной глубины травлением и гравировкой, обладает эффектом прозрачной акварельной живописи. Ваза представляет русский вариант стиля, родоначальником которого является законодатель вкусов «ар нуво» француз Эмиль Галле.

Экспонаты мебели в музейном собрании немногочисленны. Среди лучших образцов эпохи классицизма – бюро-цилиндр 1-й трети XIX в.


Сахарница. Молочник. Императорский фарфоровый завод.  XIX в.
Сахарница. Императорский фарфоровый завод. XIX в. Фарфор, роспись, золочение. В – 13. Инв. №266-п.
Молочник. Императорский фарфоровый завод. XIX в. Фарфор, роспись, золочение. В-14. Инв. №265п
Скульптура «Блинник»,«Сбитенщик». Завод Гарднера. 1-я половина XIX в.
Скульптура «Блинник». Завод Гарднера. 1-я половина XIX в. Фарфор, роспись. В –18. Инв. 205-п 
Скульптура «Сбитенщик». Завод Гарднера. 1-я половина XIX в. Фарфор, роспись. В-19. Инв. №186п 
Тарелка. Завод Гарднера. XIX в.
Тарелка. Завод Гарднера. XIX в. Фарфор, роспись. Д –21. Инв. №278-п 
«Мужик с балалайкой», «Мужик с балалайкой» (в белой рубахе). Завод Попова.1-я половина XIX в.
Скульптура «Мужик с балалайкой». Завод Попова. 1-я половина XIX в. Фарфор, надглазурная роспись. В-14. Инв.№ 211-п
Скульптура «Мужик с балалайкой» (в белой рубахе). Завод Попова.1-я половина XIX в. Фарфор, надглазурная роспись. В – 17. Инв. №197-п
Чернильница «Библиофил». Завод Миклашевского. XIX в.
Чернильница «Библиофил». Завод Миклашевского. XIX в. Фарфор, роспись. 32 х 17 х 10. Инв.№185-п
Сомов  К.А. Скульптура «Влюбленные». Императорский фарфоровый завод. Начало XX в.
Сомов К.А. Скульптура «Влюбленные». Императорский фарфоровый завод. Начало XX в. Фарфор, роспись. В – 14. Инв. №409-п
Чехонин С.В. Тарелка «Борьба родит героев». 1918. Данько Н.Я. «Работница, говорящая речь». 1923. Петроград, ГФЗ
Чехонин С.В. Тарелка «Борьба родит героев». Государственный фарфоровый завод. Петроград. 1918. Фарфор, роспись. Д – 24. Инв. №71-п
 Данько Н.Я. «Работница, говорящая речь». Государственный фарфоровый завод. Петроград. 1923. Фарфор, надглазурная роспись. В – 8. Инв.№220-п
Щекатихина-Потоцкая А.В. Декоративная тарелка. ГФЗ. Петроград.  1921.
Щекатихина-Потоцкая А.В. Декоративная тарелка. Государственный фарфоровый завод. Петроград. 1921. Фарфор, роспись. Д – 25. Инв.№68-п
Ваза «галле». Начало  XX в. Стекло многослойное, травление, гравировка.
Ваза «галле». Начало XX в. Стекло многослойное, травление, гравировка. Инв. №2945п
Бюро-цилиндр. Начало XIX в. Дерево, бронза, стекло, роспись.
Бюро-цилиндр. Начало XIX в. Дерево, бронза, стекло, роспись.192 х 150 х 73.Инв.№ 165-п

Оцените работу музея

Услуга была предоставлена
Информарирование о предстоящих выставках
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Разнообразие и качество экспозиций
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Транспортная и пешая доступность учреждения
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Достаточность информационного сопровождения экспозиций
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Уровень комфортности пребывания в учреждении (места для сидения, гардероб, чистота помещений и т.д.)
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Ценовая доступность
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего проголосовало 904 человек Средний балл: 3.1