Афиша мероприятий

на ДЕКАБРЬ 2017 г.

14 декабря в 16:00 в художественном музее открытие выставки "Провинциальные истории" В. Архипов (Москва). ... ... ... 21 декабря в 16:00 в художественном музее открытие выставки "Пленники Терпсихоры". К 180-летию С. Н. Худекова.
Бесплатный аудиогид для мобильных устройств.

Художники Рязани


В раздел включены биографии художников, родившихся в Рязанской губернии, с также тех, кто жил в Рязани или работал на Рязанской земле в те или иные периоды творчества.

АРХИПОВ Абрам Ефимович

1862, д. Егорово Рязанского уезда Рязанской губернии - 1930, Москва. Народный художник РСФСР (1927).
Действительный член Академии художеств (1916)

Живописец. Жанрист, портретист, пейзажист.

Родился в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883 и 1886-1887) у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, в Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств (1884-1886) у Б.П. Виллевальде и П.П. Чистякова. Жил и работал в Москве.

Преподавал в МУЖВЗ (1894-1918), в Государственных свободных художественных мастерских – Вхутемасе в Москве (1918-1920; 1922-1924).

Член и участник выставок Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, Московского общества любителей художеств, Ассоциации художников революционной России. Принимал участие в выставках «Мира искусства», «36-ти художников», «Жар-цвет», Всемирной выставке в Париже в 1900, 1906 г., международных в Дюссельдорфе (1904), Мюнхене (1909), Риме (1911), Берлине (1906, 1922).
Персональные выставки состоялись в 1927 г. и 1949 г. в Москве, в 1962 г. в Москве, Ленинграде и Киеве.
Писал пейзажи, собирал материал для картин на Оке, Волге, на Севере (Архангельск). В Рязанской губернии проводил летние месяцы 1870-1880-х годов. С 1906 по 1914 г. – постоянный участник выставок в Рязани, организуемых А.А. Киселевым-Камским. В 1918 г. подарил музею в Рязани картину С.Ю. Жуковского «Ветреный апрель» (1909). С середины 1920-х годов часто приезжал в с. Солотча Рязанской губернии, где писал с натуры крестьянские портреты-типы: «Девушка с кувшином», «Крестьянка в зеленом фартуке» (обе 1927, Государственная Третьяковская галерея), «Рязанская пригородная девица» (1928, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина).

Лед прошел. 1895. Холст, масло. 70х136. Инв.№601-ж

После дождя. 1910. Холст, масло. 96,5х75,5. Инв.№714-ж

Октябрь в деревне. Эскиз. 1920-е. Холст, масло. 89х157.Инв.№790-ж

Рязанская пригородная девица. 1928. Холст, масло. 115х90. Инв.№602-ж

БОКЛЕВСКИЙ Петр Михайлович

1816, Рязань – 1897, Москва

Рисовальщик, акварелист, иллюстратор.

Родился в дворянской семье. Учился в классической гимназии (получил награду за «отличные успехи в рисовальном искусстве»), Московском университете на физико-математическом (1834-1835) и юридическом (1835-1840) факультетах. В 1845-1846 гг. брал уроки живописи у А.Е Егорова в Петербурге, учился посторонним учеником в Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств у К.П. Брюллова. В 1852 г. получил звание «свободного художника по живописи портретной акварельной».

Жил и работал в Рязанской губернии (в 1841-1845, 1846-1853,1865-1873, 1876-1883 гг. в Пронском и Скопинском уездах, в городе Скопине), в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде. Похоронен в городе Скопине Рязанской губернии.
Иллюстрировал произведения русских писателей: Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, П.И. Мельникова-Печерского и др. Наряду с художником А.А. Агиным П.М. Боклевский признан одним из лучших иллюстраторов произведений Н.В. Гоголя ХIХ века, давшим меткую портретную характеристику героям «Ревизора» и «Мертвых душ».

Рисунки П.М. Боклевского неоднократно публиковались отдельными изданиями: «На нынешнюю войну» (1855), «Галерея гоголевских типов» (1858), «Рисунки Боклевского к сочинениям А.Н. Островского»(1860), «Бюрократический катехизис, 5 сцен из «Ревизора» (1863), «Альбом гоголевских типов в рисунках художника П. Боклевского» (1881), «Типы из поэмы Гоголя «Мертвые души» (1895), «Русские народные типы из рассказов Мельникова «В лесах» (1914), «Восемнадцать рисунков П.М. Боклевского к роману П.И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» (1934) и др.

Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 1860-е:
-Коробочка. Бумага, акварель. 21х28. Инв.№558-р
-Павел Иванович Чичиков. Бумага, акварель. 21х29. Инв.№559-р

ГОЛУБКИНА Анна Семеновна

1864, Зарайск Рязанской губернии – 1927, там же

Скульптор, яркий представитель импрессионизма в скульптуре. Работала в монументально-декоративной скульптуре, мелкой пластике, портретист.

Училась в Классах изящных искусств А.О. Гунста в Москве (1889-1890) у С.М. Волнухина, Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891-1893) у С.И. Иванова, в Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств (1894) у В.П. Беклемишева. Занималась в Париже в академии Ф. Коларосси (1895-1896), брала уроки у О. Родена (1897-1898, 1900).
Жила в Москве и Зарайске.

Член и участник выставок Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, Общества русских скульпторов, участник выставок «Мира искусства», Союза русских художников, «36 художников».
Персональные выставки состоялись в 1914-1915 гг., 1944 г. в Москве, в 1947 г., 1964 г. в Рязани, в 1977 г. в Москве и Ленинграде, в 1990 г. в Москве.

Главные творческие удачи А.С. Голубкиной проявились в области портрета. В течение многих лет она работала над галереей портретов русских и советских писателей, мастеров изобразительного искусства. Среди них особое место занимают «Портрет В.В. Переплетчикова» (1899), «Портрет М.Ю. Лермонтова» (1900), «Портрет А.Н. Толстого» (1911). Нервная энергичная фактурная лепка, характерная для творческой манеры скульптора, органично соответствует в данных портретах задаче портретирования творческой личности.

Помимо многочисленных портретов Голубкина выполнила ряд произведений с отчетливо выраженным символическим подтекстом. К ним относится навеянная народными легендами и преданьями скульптурная композиция «Кочка» (1904). Символичностью трактовки образа отличается и «Березка» (1927), где уподобленная стройному деревцу девичья фигура, сопротивляющаяся порывам ветра, вызывает ассоциации с противостоянием человека судьбе.

Экспрессивная пластика и воспринятая от Родена обостренная передача эмоций ощутимы в небольшом этюде «Женская голова» (1908) – подготовительной работе к скульптуре «Пленники» (1908, Государственный Русский музей).
Значительное по количеству собрание произведений Голубкиной было передано в музей в 1940-е годы из московского Музея-мастерской А.С. Голубкиной.

Кочка. 1904. Гипс тонированный. 75х66х40. Инв.№45-с

Женская голова. 1908. Этюд к скульптуре «Пленники».
Гипс тонированный.
47,5х32,5х27. Инв.№46-с

Березка. 1927. Гипс. В-27. Инв.№59-с
Портрет М.Ю. Лермонтова. (1814-1841). 1900. Гипс тонированный.
63х59х41.Инв.№31-с

ГРИБКОВ  Сергей Иванович

1820, Касимов Рязанской губернии – 1893, Москва

Живописец. Жанрист, портретист, исторический живописец.
Родился в купеческой семье. Начальное художественное образование получил в Касимове у местного художника Кириллова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1844-1856) у А.Н. Мокрицкого. В 1852 г. получил звание неклассного художника. Жил в Москве. Автор жанровых картин «Девушка у колодца» (1855, Государственная Третьяковская галерея), «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» (1864, Государственный Русский музей), исторических композиций «Семейство Годуновых» (1876,Тверская областная картинная галерея), «Марина Мнишек после падения Дмитрия Самозванца» (1870, Государственная Третьяковская галерея). В 1887-1893 гг. работал над росписями в храмах Параскевы Пятницы, Архангела Михаила в Овчинниках и святого Николая на Маросейке в Москве, кафедральном соборе в Курске, Екатерининской больнице в Москве, в соборе города Касимова.
Участник выставок Московского общества любителей художеств.

В Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина творчество художника представлено картиной «Во дворе». Холст, масло. 66х48. Инв.№574-ж


ИВАНОВ Николай Степанович

1816, Москва (?) – 1891, Рязань

Живописец. Жанрист, портретист, пейзажист.

Сын московского купца. В 1835-1839 гг. учился в Московском художественном классе. В 1840 г. получил от Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств звание неклассного художника и поступил работать учителем рисования в Рязанскую мужскую гимназию. Его учеником был И.П. Пожалостин. Жил в Рязани, был одним из наиболее заметных художников в городе. Писал жанровые картины. Среди них «Крестьянка с ручным жерновом» (1840-е гг.), «Рязанские крестьянки, продающие грибы».

Автор пейзажей, в том числе городских: «Общий вид кремля в Рязани» (1840-е), «Вид на Старобазарную площадь» (1840-е).

Писал официальные заказные портреты, в том числе «Портрет Евгении, игуменьи женского Казанского монастыря в Рязани» (1861), «Портрет Новосильцева».

В 1849 г. представил написанную с натуры картину «Две рязанские крестьянки в праздничных костюмах» (Пермская государственная картинная галерея) на академическую выставку.

Вид на Старобазарную площадь в Рязани. 1840-е гг. Дерево, масло. 33х47. Инв.№581-ж


КАЛИНИЧЕНКО Яков Яковлевич

1869, Переяслав Полтавской губернии – 1938, Рязань
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932)

Живописец, рисовальщик. Жанрист, портретист, пейзажист.

Родился в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889;1893-1897) у С.А. Коровина, В.Е. Маковского.

Член Московского товарищества художников, Ассоциации художников революционной России.

С 1902 г. жил в д. Аксень Ряжского уезда Рязанской губернии, в 1917 г. переехал в Рязань. Играл активную роль в художественной жизни Рязани. Состоял членом коллегии изобразительных искусств при губернском отделе народного просвещения. Один из первых преподавателей Государственных свободных художественных мастерских в Рязани.
Искусство Калиниченко тесно связано с социально-критической линией творчества передвижников, отразившейся в обращении к революционной тематике. В 1893 г. Калиниченко была задумана картина «Перед обыском» (1895, Государственная Третьяковская галерея), авторское повторение которой (1908) находится в Рязанском художественном музее. В 1907 г. написана «Смертница», многочисленные подготовительные работы к которой также хранятся в музее.
Одной из характерных черт творчества Калиниченко стало обращение к исполненным в духе времени небольшим, но проникнутым тонким лиризмом «бессобытийным» жанровым сценам, где изображены одна или несколько фигур в интерьере: «Думы у печки» (1897), «В прихожей» (1902), «Вечером в комнате» (1904) и т.д.

Думы у печки. 1897. Холст, масло.36х44. Инв.№188-ж

Перед обыском. 1908. Холст, масло.47х67. Инв.№345-ж


КЕЛИН Петр Иванович

1874, с. Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии – 1946, Москва

Живописец, рисовальщик. Портретист, пейзажист, жанрист.

Родился в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894 –1903) у А.Е. Архипова, В.А. Серова, получил малые серебряные медали в 1900 и 1901 гг.

Жил в Москве. Открыл в Москве частную художественную студию (1903-1918). Студия Келина готовила учащихся к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Академию художеств в Петербурге и пользовалась высокой репутацией среди профессионалов. В студии у П.И. Келина учились братья П.Д. и А.Д. Корины, В.В. Маяковский, Б.В. Иогансон, В.Н. Перельман, И.Д. Чашников, Д.С. Моор, А.А. Лебедев-Шуйский и др.

В 1918-1922 гг. П.И. Келин преподавал в Государственных свободных художественных мастерских – Вхутемасе в Москве.
Член Товарищества передвижных художественных выставок, Объединения художников-реалистов. Участник выставок ТПХВ, Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, ОХР, Ассоциации художников революционной России (АХРР-АХР), выставок Московского Союза художников, а также всесоюзных – «15 лет РККА»(1933), «Индустрия социализма» (1939), «Пейзаж нашей Родины» (1942).

Произведения П.И. Келина находятся во многих музеях страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и др.

Автопортрет.1927. Бумага, уголь, сангина. 55х36,5. Инв.№383-р.


КИРСАНОВ Михаил Герасимович

1889, с. Аграфенина Пустынь Рязанского уезда Рязанской губернии – 1958, д. Раево Звенигородского района Московской области

Живописец. Пейзажист, жанрист.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1906-1913) у А.М. Васнецова, А.Д. Корина, К.А. Коровина. Штатный художник Министерства Двора в Петербурге (1914-1917), расписывал Ратную палату в Царском Селе.
В 1918-1924 гг. жил в Рязани. Упоминается в числе первых преподавателей в Государственных свободных художественных мастерских в Рязани, преподавал в Красноармейской художественной студии при Рязанском губвоенкоме вместе с Ф.А. Малявиным.

С 1924 г. жил в Москве, с 1933 – в д. Раево под Звенигородом.

Участник выставок Московского товарищества художников, Московского общества любителей художеств,Товарищества передвижных художественных выставок, Ассоциации художников революционной России, всесоюзных и московских областных.

Член Московской организации Союза советских художников с 1938 г. Персональные посмертные выставки состоялись в 1971 г. в Москве, в 1972 г. в Рязани.

Произведения находятся во многих музеях страны, в том числе в Рязанском государственном областном художественном музее им.И.П.Пожалостина.

Ранней весной. Холст, масло. 39,8х58,6. Инв.№826-ж

КИСЕЛЕВ-КАМСКИЙ Александр Александрович

1868,с. Кудымкар Соликамского уезда Пермской губернии – 1941, там же.

Живописец. Пейзажист.

Из крестьян с. Кудымкар Пермской губернии. Во время прохождения военной службы в Ярославле в 1889 г. занимался декорационной живописью под руководством Тренина.

В 1895 г. окончил Казанское юнкерское училище, в чине подпоручика переведен в Рязань. Выйдя в 1907 г. в отставку, посвятил себя творческой и общественной деятельности. Ежегодно организовывал в Рязани выставки с привлечением работ московских и петербургских художников, в 1913 г. избран председателем правления «Общества Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И.П. Пожалостина». В 1910 г. взял псевдоним - Камский. В 1915 г. сдал экзамен на звание учителя рисования в Императорской Санк-Петербургской Академии художеств. Работал художником-декоратором в Рязанском театре под руководством В.В. Мешкова (1919). Участвовал в организации Рязанского отделения Ассоциации художников революционной России (1925). В ноябре 1941 г. переехал в Кудымкар.
Участник выставок Московского общества любителей художеств, Пермского общества любителей живописи, ваяния и зодчества, Санкт-Петербургского общества художников. Персональные выставки состоялись в 1930, 1940 годах в Рязани.
Произведения находятся в музеях Рязани, Перми и Кудымкара.

Февральский полдень. 1907. Холст, масло. 59,5х59,5. Инв.№570-ж

Сенокос. 1931. Холст, масло. 40,3х85,3. Инв.№605-ж


КУРИЛЕНКО Иван Иванович

1883, г. Короп Черниговской губернии – 1955, Москва

Скульптор, живописец, педагог.

Родился в семье мещанина. Учился в Киевском художественном училище, затем на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества у С.В. Волнухина, одновременно посещал класс живописи (1908-1912). 25 октября 1920 г. был назначен руководителем скульптурного отделения Государственных свободных художественных мастерских в Рязани. В течение 12 лет возглавлял сначала мастерские, преобразованные в 1921 году в Рязанскую художественную школу, затем, в 1924, - в Рязанский художественно-педагогический техникум, затем художественное отделение объединенного Рязанского музыкально-художественного педагогического техникума (1927-1932). После 1932 г. жил в Москве, работал художником в Московском краеведческом музее на Малой Грузинской улице.
Талантливый организатор и педагог, И.И. Куриленко внес большой вклад в становление и развитие художественного образования в Рязани в 1920-е годы. Среди его учеников – доктор искусствоведения Г.К. Вагнер, оставивший проникновенные воспоминания о своем учителе (см.: Г.К. Вагнер. Пять лет и еще один год в Рязанском художественном техникуме (Клочки воспоминаний). Рязань, 2003).

Наследие И.И. Куриленко, почти не сохранившееся, представлено в музее единичными произведениями.

Розы. 1920-е. Фанера, масло. 41х51. Инв.№ 72-ж


МАЛЯВИН Филипп Андреевич

1869, с. Казанки Бузулукского уезда Самарской губернии – 1940, Ницца, Франция

Живописец, рисовальщик. Жанрист, портретист.

Родился в крестьянской семье. Учился в иконописной мастерской Афонского монастыря в Греции (1885-1891), в Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств в мастерской И.Е. Репина (1892-1899). Член и участник выставок Союза русских художников. Участник выставок Академии художеств, «Мира искусства», Всемирной в Париже (1900), международных в Венеции (1901, 1907), Риме (1911).Конкурсная картина Малявина «Смех» (1899), отвергнутая Советом Академии художеств, была награждена золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1900) и приобретена для Венецианского музея современного искусства (1901).

С 1902 по 1917 гг. Малявин проживал в приобретенной им усадьбе в с. Аксиньино Рязанской губернии, около железнодорожной станции Денежниково. Здесь были созданы знаменитые портреты-типы рязанских крестьянок (малявинские «бабы»), картина «Вихрь» (1906, Государственная Третьяковская галерея) и др.

В 1918-1920 гг. жил в Рязани. Входил в число первых преподавателей Государственных свободных художественных мастерских (ныне Рязанское художественное училище им. Г.К. Вагнера), преподавал в Красноармейской студии при Рязанском губвоенкоме, выхлопотав у А.В. Луначарского разрешение вести занятия со студийцами в своей усадьбе в Аксиньино.

В 1919 г. организовал в Рязани первую персональную выставку, с которой в музей был приобретен «Старик у очага» (1915).

В 1920 г. переехал из Рязани в Москву, с 1922 г. жил во Франции, работал в разных городах Европы.

Старик у очага. 1915. Холст, масло. 142,5х90. Инв.№499-ж

Мужской портрет. 1916. Холст, масло. 154х96. Инв.№792-ж

Альбом. Наброски. 1890-1900-е гг. 69 листов. Бумага, графитный
карандаш, цветной карандаш. 26,7х36,8. Инв.№625-р

Крестьянка. 1910-е гг. Бумага, пастель. 35х27. Инв.№452-р

Женская голова. Набросок. Бумага, пастель. 31,8х28,3. Инв.№734-р

Жена художника Наталья Николаевна Малявина с дочерью на руках. Набросок. Бумага, графитный карандаш. 43х32. Инв.№733-р


МЕШКОВ Василий Васильевич

1893, Москва – 1963, там же
Действительный член Академии художеств СССР(1958)
Народный художник РСФСР (1963)

Живописец. Пейзажист, работал в индустриальном и историко-революционном жанре.
Художник театра.

Родился в семье художника Василия Никитича Мешкова. Первоначальное художественное образование получил в студии отца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1909-1917, с перерывом) у С.В. Малютина, А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, К.А. Коровина.

Участник выставок Товарищества передвижных художественных выставок, член Ассоциации художников революционной России(1922-1928), Союза советских художников.

В 1918 г. подарил два своих пейзажа – «Зимка. Псков»(1914) и «Скалы. Крым» (1914) художественно-историческому музею им. И.П. Пожалостина в Рязани.

С 1919 по 1921 гг. жил и работал в Рязани. Входил в число первых преподавателей Государственных свободных художественных мастерских, работал в драматическом театре. Оформил спектакли «На дне» М. Горького, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Мадам Сан-Жен» Сарду, занавес для театра «Старая Рязань».

Как пейзажист работал в Крыму, Пскове, на Кавказе, в Сибири, на Урале, в Подмосковье, Кисловодске, Сочи, на Волге, Оке, Каме, в Карелии.

Оформлял спектакли в драматическом театре в Рязани (1919-1921), оперном театре в Новосибирске (1926-1928), Государственном Академическом Малом театре в Москве.

В 1947 г., путешествуя по Оке от Москвы до Горького, написал серию этюдов рязанских мест, в том числе на родине С.А. Есенина.

В 1951 г. удостоен Государственной премии СССР за пейзажи «Кама» и «Камские просторы» (оба 1950).
Персональные выставки состоялись в 1941 и 1944 гг. в Москве.

Зимка. Псков. 1914. Фанера, масло. 66,5х73. Инв.№49-ж

МИЛЕЕВА Любовь Федоровна

1894, Рязань – 1930, Самарканд

Живописец, рисовальщик, книжный иллюстратор.

Окончила Художественную школу Общества поощрения художеств в 1914 г.

Работала в Декоративном институте в Петрограде (1923-1925). Сотрудничала с журналами «Красная Панорама», «Работница и крестьянка». Работала на Украине (1925), Кавказе (1927-1929), в Средней Азии (1929-1930). Принимала участие в этнографических экспедициях, изучала быт рязанской деревни, народное искусство. Создала серию работ, посвященную крестьянам Рязанского края (1926), отличающуюся яркими образами, декоративностью и сочностью колорита. Особое внимание уделяла образам детей, иллюстрировала детские книги.

Неоднократно награждалась 1-й и 2-й премиями на конкурсах Проекционного бюро при Академии художеств. Декоративное панно Л.Ф. Милеевой «Старая и новая деревня» удостоено золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1925 году.

Посмертная персональная выставка произведений Л.Ф. Милеевой состоялась в 1936 г. в Рязани.
Произведения находятся в Государственном Русском музее, Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина, Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.

Рязанские девочки. 1927. Холст, масло.39х45. Инв.№567-ж


НИКИФОРОВ Семен Гаврилович

1877, с. Антошино Кашинского уезда Тверской губернии – 1912, Москва

Живописец, рисовальщик. Портретист, жанрист, пейзажист.

Родился в семье крестьянина-иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896-1903), где с 1899 по 1893 занимался в мастерской В.А. Серова.

В 1904 г. поселился в имении своей жены О.Н. Натальиной с. Саженево, располагавшемся недалеко от Рязани.
С 1905 г. член Товарищества передвижных художественный выставок, с 1910 г. – член Союза русских художников. В 1910-1911гг. в качестве пенсионера МУЖВЗ жил и работал в Италии.

Творчество Никифорова характеризуется органичным сплавом реалистических традиций и новых завоеваний импрессионистической живописи с ярко выраженной экспрессивной манерой письма, интенсивностью колорита и повышенным вниманием к передаче световых эффектов («Сидящая натурщица» (1903), «Портрет И.Г. Никифорова»).
Важное место в творчестве Никифорова занимала крестьянская тема ((«На картофельном поле» (1904), «В поле» (1906), «На пашне» (1906) и т.д.). Декоративностью колорита и обобщенной манерой письма выделяется «Ярмарка» (1909).

Несколько раз Никифоров совершил поездки на Волгу, где писал картины, посвященные жизни черемисов (марийцев). Лучшая работа этой серии - «Старуха-черемиска», воплощающая яркий национальный образ-тип.

Наиболее удачным произведением итальянского периода является «Выезд итальянского короля Виктора-Эммануила III на Всемирную выставку 1911 года в Риме» (1911), где по-импрессионистически тонко передана вибрация света и подвижность воздушной среды.

Обширная коллекция живописи и рисунков Никифорова, хранящаяся в музее, поступила в 1927 г. из мастерской художника и составляет около 150-ти экспонатов.
В 1972 г. в музее проходила юбилейная выставка работ Семена Гавриловича Никифорова, на которой были представлены произведения художника из разных музейных собраний страны.

Гроза идет. 1908. Холст, масло. 60х84. Инв.№112-ж

Выезд итальянского короля Виктора-Эммануила III на Всемирную выставку 1911 года в Риме. 1911.
Холст, масло. 29,5х45,5. Инв.№183-ж


ПЕТРОВ Сергей Иванович

1881, с. Алпатьево Зарайского уезда Рязанской губернии – 1936, Калуга

Живописец, рисовальщик. Пейзажист, автор картин на индустриальную тему. Художник театра.
Родился в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурном и живописном отделениях (начало 1900-х – 1912) у В.Н. Бакшеева, А.М. Корина, Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, К.А. Коровина, В.А. Серова.

Жил в Москве.
Начал самостоятельную творческую работу как пейзажист. В 1911 – 1914 гг. совершил ряд поездок в Архангельскую губернию.

Работал помощником К.А. Коровина в Большом театре в Москве (1913-1915). В 1915-1923 гг. – художник Государственного академического Малого театра в Москве.
Преподавал в московских технических и художественных вузах (1917-1923).
Оформлял здания Кремля и Красную площадь к 1 мая 1923 г.
В начале 1920-х годов возвращается к станковой живописи. Пишет серию картин из жизни крестьян новой деревни (1922-1928), совершает творческие поездки в Донбасс, Магнитогорск, Ростов, Ленинград, на основе собранного материала создает ряд произведений на индустриальную тему (1928-1932).
Член и участник выставок Союза русских художников, Общества московских художников, Ассоциации художников революции. Участник выставок группы художников «Венок-Стефанос», «Московские живописцы», а также «10 лет РККА» (1928), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932-1933).
Персональная выставка состоялась в 1935 г. в Москве, посмертные персональные выставки в 1938 г. в Москве, в 1970 г. в Рязани.

Произведения С.И. Петрова находятся в разных музеях страны, в том числе в Государственном Третьяковской галерее, Государственном Русском музее. В Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина около 45 графических и живописных работ, переданных в 1957 г. музею сыном художника Николаем Сергеевичем Петровым.

Север. Пейзаж с ветряной мельницей. 1912. Холст на картоне, масло. 57х77,8. Инв.№1166-ж

1 мая 1926 года. 1926. Бумага, карандаш, масляная пастель. 26,6х35,6. Инв.№812-р


ПОЖАЛОСТИН Иван Петрович

1837, с. Еголдаево Ряжского уезда Рязанской губернии –1909, Рязань

Гравер. Мастер репродукционной резцовой гравюры второй половины XIX века.
Родился в семье бедного однодворца. Рано осиротел. Первые профессиональные навыки рисования получил у Н.С. Иванова в Троице-Зотиковском сиротском училище в Рязани. По окончании учебы работал писарем в с. Солотча Рязанского уезда.

В 1958 г. был принят в Императорскую Санкт-Петербургскую Академию художеств. Учился у Ф.И. Иордана, Б.П. Виллевальде, П.М. Шамшина, А.Т. Маркова, Т.А. Неффа (1858-1868), выпущен в звании классного художника I степени. За гравюру «Несение Креста Спасителем» с оригинала Л. Карраччи получил в 1871 г. звание академика. Пенсионер Академии в Париже (1872-1874). Преподавал в Академии художеств в 1883-1894 гг.

В 1880 г. за гравюру «Испытание силы Яна Усмаря» с оригинала Г.А. Угрюмова получил звание Почетного вольного общника, в 1892 г. – звание профессора.

После реорганизации Академии в 1894 г. и упразднения гравировального класса И.П. Пожалостин вышел в отставку и вернулся в Рязань. Активно участвовал в художественной жизни города, являлся непререкаемым авторитетом для местных художников. Созданное в 1913 г. в Рязани Общество художественно-исторического музея было названо именем И.П. Пожалостина в знак уважения к замечательному граверу-земляку. Коллекция гравюр и рисунков И.П. Пожалостина послужила основой нынешнего музейного собрания.

Несение креста. С оригинала Л. Карраччи. 1871. Гравюра резцом. 45,5х32,5. Инв.№365/1-14-г

Портрет Д.А. Милютина (с М.Д. Скобелевым). 1885. Гравюра резцом. 21,5х14,5. Инв.№ 1365-г

Плутон. Гравюра резцом. 33,5х22,4. Инв.№ 1327-г


ПЫРСИН Сергей Андреевич

1868, с. Слюнино Рязанского уезда Рязанской губернии – 1962, Липецк

Живописец. Жанрист, портретист.

Родился в крестьянской семье. В 1881 г. учился в иконописной мастерской Н.В. Шумова в Рязани. С 1892 г. находился в Петербурге, учился в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Э.К. Липгарта, в Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств у П.П. Чистякова. В 1894-1897 гг. учился в Академии в Дюссельдорфе, работал в Дюссельдорфе до 1903 г.

В 1903 г. возвратился в Рязань. Работал учителем рисования в гимназии, открыл свою частную студию. Активный участник и организатор рязанских художественных выставок с 1906 г., один из учредителей «Общества Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И.П. Пожалостина».

В 1924-1929 годах преподавал в Рязанском музыкально-художественном педагогическом техникуме. В 1930 г. переехал в Сочи, позже – в Липецк.

После ссоры. 1902. Холст. масло. 60,5х49,5. Инв.№513-ж

Автопортрет. Холст, масло. 89,5х72. Инв.№514-ж


РАДИМОВ Павел Александрович

1887, с. Ходяйново Михайловского уезда Рязанской губернии – 1967, Москва

Живописец. Пейзажист, портретист, жанрист. Поэт.

Родился в семье священника. Учился в Зарайском духовном училище, Рязанской духовной семинарии, где уроки рисования вел Н.В. Шумов, на историко-филологическом факультете Казанского университета (1906-1911). В годы учебы начал писать стихи, увлекся живописью. Преподавал историю искусства и литературы в Казанской художественной школе. В 1912 г. выпустил в Казани первый сборник стихов «Полевые псалмы».

С 1911 г. – участник выставок, затем член Товарищества передвижных художественных выставок, в 1922 г. - последний председатель ТПХВ. Один из инициаторов создания Ассоциации художников революционной России в 1922 г., ее первый председатель. С выставками АХРР посетил Среднюю Азию, Белоруссию, Татарию, Чувашию, Башкирию, Курскую и Рязанскую губернии. В разное время участвовал во многих зарубежных выставках – в Лондоне, Берлине, Мюнхене, Кельне, Венеции, Нью-Йорке. В 1926 г. с делегацией художников АХРР ездил в Финляндию к И.Е. Репину, написал портрет И.Е. Репина (Государственная Третьяковская галерея). В 1947 г. возглавил Московскую областную организацию Союза художников.

Персональные выставки П.А. Радимова состоялись в 1933, 1936, 1943, 1947, 1957,1962 годах в Москве, в 1944 г. в Рязани.

Живопись и поэзия в творчестве Радимова взаимно дополняют друг друга. Картины о Гражданской войне, на крестьянскую и индустриальную темы, портреты современников, пейзажные этюды имеют много параллелей с образами литературных произведений художника. В военные и послевоенные годы одной из важнейших для Радимова стала тема архитектурных памятников прошлого. Художник много работал в Подмосковье, на Владимирской и Рязанской земле. Свои впечатления от поездок выразил в поэтических произведениях тех лет, в том числе в цикле стихов «Венок городов», где Рязани посвящены стихотворения «Рязанский гость», «Рязань», «Михайлов», «Пронск» и др.
Яркие воспоминания о рязанском периоде оставил также в книге воспоминаний, в которой рассказал о встречах с выдающимися современниками, в том числе своими земляками С.А. Есениным, А.Е. Архиповым и проживавшим в Рязанской губернии Ф.А. Малявиным (см.: Павел Радимов. О родном и близком: Воспоминания. М.: Московский рабочий, 1973).

Монастырь в Хотькове. 1943. Холст, масло. 23,2х30. Инв.№1007-ж

Могила Б. Годунова в Загорске. 1943. Холст, масло. 23х30. Инв.№608-ж


СОКОЛОВ Владимир Павлович

1860, Рязань – 1913, там же

Живописец, рисовальщик. Жанрист, автор натюрмортов.

Родился в семье служащего. Учился в Константиновском межевом институте в Москве (начало 1880-х годов), получил специальность землемера с профессиональными навыками черчения и каллиграфии. Некоторое время учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1888-1890 проживал в Петербурге, работал помощником землемера при Сенате, учился в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица.

С 1890 г. жил в Рязани, работал землемером. С 1908 г. преподавал рисование в Доме трудолюбия для девочек-сирот в Рязани.

Участник выставок Московского общества любителей художеств. Один из постоянных экспонентов рязанских художественных выставок с 1906 года и учредителей «Общества Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И.П. Пожалостина» (1913).

Стакан чая. Натюрморт. 1913. Холст, масло. 54х46,2. Инв.№512-ж


ТРОШИН Николай Степанович

1897, Тула – 1990, Москва
Живописец, график.

Родился в Туле, детство провел в Рязани, учился в Рязанском ремесленном училище (1906-1913). Окончил Пензенское художественное училище (1914-1918), где учился у Н.Ф. Петрова, И.С. Горюшкина-Сорокопудова. С 1918 по 1920 занимался в Государственных свободных художественных мастерских в Москве у И.И. Машкова.

В 1920- 1922 годах жил в Рязани, основал изомастерскую под названием «Лаборатория живописи» при Клубе строительных рабочих, здесь же работал художником и режиссером самодеятельного театра.

В 1922 г. вернулся в Москву, занимался рекламным плакатом. В соавторстве с женой, художницей О.К. Дейнеко, иллюстрировал детские книги.

В 1932 г. стал членом Московской организации Союза советских художников.
С 1930 по 1941 г. Н.С. Трошин – художник журнала «СССР на стройке» (на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. издание было удостоено Гран-при). Оформил ряд выставок: «Пятилетку в четыре года» (1931), Рязанский зал на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (1939). Работал над праздничным украшением московских улиц и площадей (установки «Блюминг» и «МТС» к 1 мая 1933г. на пл. Свердлова в Москве в соавторстве с Н. Мусатовым и Б. Родионовым).

Совершил несколько творческих поездок по стране, в том числе в колхоз им. 8 Марта Рязанской области (1931) и на Ворошиловоградский паровозостроительный завод им. Октябрьской революции (1934), где исполнил серии графических листов.

В годы войны работал в Москве, занимался плакатом, участвовал в оформлении выставки «Комсомол в Отечественной войне» (Москва, 1942).

Во второй половине 1940-х и в 1950-е гг. Н.С. Трошин – главный художник крупных зарубежных и внутрисоюзных выставок: «Возрождение Донбасса», «32-я годовщина СССР», «Высшее образование в СССР», «Борьба за мир» и др.
С 1960 г. занимался станковой живописью.

Персональные выставки состоялись в 1936, 1946, 1968,1978, 1987 в Москве, в 1972 г. в Дубне, в1984 г. в Рязани.

Телятница. 1931. Бумага, гуашь. 48х64. №890-р


ЧИРКОВ Антон Николаевич

1902, с. Напольный Вьяс Саранского уезда Пензенской губернии – 1946, с. Жегалово Московской области
Живописец, график. Жанрист, пейзажист, портретист.

Родился в семье сельского священника. В 1917 г. окончил реальное училище в Саранске, два года служил телеграфистом на железнодорожной станции, совмещая работу с занятиями в художественной студии в г. Исса. В 1920 г. поступил учиться в Пензенское художественное училище в мастерскую А.И. Штурмана, где проучился один год. В 1922-1927 гг. учился во Вхутемасе-Вхутеине в Москве у Н.И. Шестакова, А.А. Осмеркина, И.И. Машкова. Член и экспонент Общества московских художников, группы художников «Крыло», Московской организации Союза советских художников. Участвовал в выставках обществ «Бытие», Ассоциации художников революции.

В 1928 г. вместе с художником С.Б. Никритиным был командирован в Рязань, в течение 1928-1929 учебного года преподавал в Рязанском музыкально-художественном педагогическом техникуме. О методах преподавания художников А.Н. Чиркова и С.Б. Никритина в рязанский период писал в своих воспоминаниях доктор искусствоведения Г.К. Вагнер (см.: Г.К. Вагнер. Пять лет и еще один год в Рязанской художественном техникуме (Клочки воспоминаний). Рязань, 2003).
В 1930- 1946 гг. А.Н. Чирков преподавал в Московском художественном училище памяти 1905 года, в 1944 – 1946гг. – в Московской средней художественной школе.

Совершил творческую поездку в Самарканд в 1938-1939 гг.
В годы войны открыто обратился к религиозной теме, всегда его волновавшей. Создал ряд портретов священников, монахов, старцев, сцен церковной службы, автопортреты с Евангелием.

В 1945-1946 гг. работал над росписями храма Святителя Николая в подмосковном селе Жегалово, где скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен у апсиды храма.

Персональные выставки А.Н. Чиркова состоялись в 1934, 1937, 1942 гг. в Москве; посмертные персональные выставки - в 2000, 2003 гг. в Москве, в 2002 г.– в Рязани.

Распятие. 1946. Бумага, гуашь. 20,2х14. Инв.№1008-р


ШМЕЛЕВ Захар Степанович

1876, с. Путятино Сапожковского уезда Рязанской губернии – 1945, Сапожок Рязанской области

Родился в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1893-1904) у А.Е. Архипова, В.А. Серова, Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств (1904-1910). По окончании Академии получил звание художника за картину «Отдых» (1910, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина) из жизни рязанских крестьян. Заведовал Мстерским иконописным училищем.

После закрытия училища в 1918 г. переехал на постоянное жительство в город Сапожок, где в 1920 г. реорганизовал художественный кружок в художественную студию. Студия давала хорошую профессиональную подготовку для желающих продолжить художественное образование. Среди учеников З.С. Шмелева реставраторы Государственной Третьяковской галереи Евгений Васильевич Кудрявцев, Михаил Федорович Иванов-Чуронов и реставратор Государственного Эрмитажа Петр Иванович Перов.

Сам З.С. Шмелев работал над жанровыми картинами и портретами, участвовал на выставках в Сапожке, Рязани, Пензе, Москве. Был одним из первых членов Рязанской организации Союза советских художников, основанной в 1940 г.

Портрет старухи. Холст, масло. 42х32. Инв.№743-ж


ШУМОВ Николай Васильевич

1827, с. Шумашь Рязанского уезда Рязанской губернии – 1905, Рязань
Иконописец. Живописец. Портретист.

Первоначальное художественное образование получил в иконописной мастерской Солотчинского монастыря. Учился вольноприходящим в Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств у А.Т. Маркова (1851-1853). Был командирован в Серафимо-Дивеевский женский монастырь в качестве организатора и первого наставника школы живописи. С 1856 по 1858 год работал в Ярославле, выполняя копии с официальных портретов для разных казенных учреждений. Возвратившись в Рязань в 1870 г., посвятил себя иконописи. С 1870 по 1904 г. преподавал в Рязанской духовной семинарии, одновременно выполняя эскизы к росписям Христорождественского собора в Рязани, а также проекты иконостасов и иконы для многих церквей.

Посмертная выставка состоялась в 1995 г. в Рязани.

Крестьянин. 1853. Холст, масло. 69,5х55. Инв.№389-ж


Архипов А.Е., Лед прошел. 1895.
А.Е. Архипов.
Лед прошел. 1895.
Холст, масло. 70х136. Инв.№601-ж  

Архипов А.Е., Рязанская пригородная девица. 1928.
А.Е. Архипов.
Рязанская пригородная девица. 1928.
Холст, масло. 115х90. Инв.№602-ж  

Боклевский П.М. Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 1860-е:-П.И.Чичиков.
П.М. Боклевский. П. И. Чичиков.
Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 1860-е.
Бумага, акварель. 21х29. Инв.№559-р
Боклевский П.М. Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 1860-е: -Коробочка.
П.М. Боклевский. Коробочка.
Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
1860-е. Бумага, акварель. 21х28. Инв.№558-р
Голубкина А. С.Женская голова. 1908. Этюд к скульптуре «Пленники».
А.С. Голубкина.
Женская голова. (Этюд к скульптуре «Пленники»). 1909.
Гипс тонированный. 47,5х32,5х27. Инв.№46-с
Голубкина А. С. Березка. 1927.
А.С. Голубкина.
Березка. 1927.
Гипс. В-27. Инв.№59-с
Грибков С.И. "Во дворе"
С.И. Грибков.
Во дворе.
Холст, масло. 66х48. Инв.№574-ж  

Иванов Н.С. Вид на Старобазарную площадь в Рязани. 1940-е гг.
Н.С.Иванов.
Вид на Старобазарную площадь в Рязани. 1840-е гг.
Дерево, масло. 33х47. Инв.№581-ж  

Калиниченко Я.Я. Думы у печки. 1897
Я.Я.Калиниченко.
Думы у печки. 1897.
Холст, масло.36х44. Инв.№188-ж
Келин П.И.Автопортрет.1927
П.И. Келин.
Автопортрет.1927.
Бумага, уголь, сангина. 55х36,5. Инв.№383-р.

Киселев-Камский А.А. Февральский полдень. 1907
А.А. Киселв-Камский.
Февральский полдень. 1907.
Холст, масло. 59,5х59,5. Инв.№570-ж
Куриленко И.И. Розы. 1920-е
И.И. Куриленко.
Розы. 1920-е.
Фанера, масло. 41х51. Инв.№ 72-ж
Малявин Ф.А. Старик у очага. 1915.
Ф.А. Малявин.
Старик у очага. 1915.
Холст, масло. 142,5х90. Инв.№499-ж
Милеева Л.Ф. Рязанские девочки. 1927
Л.Ф. Милеева.
Рязанские девочки. 1927.
Холст, масло.39х45. Инв.№567-ж
Никифоров С.Г. Гроза идет. 1908
С.Г. Никифоров.
Гроза идет. 1908.
Холст, масло. 60х84. Инв.№112-ж
Петров С.И. Север. Пейзаж с ветряной мельницей. 1912
С.И. Петров. Север.
Пейзаж с ветряной мельницей. 1912.
Холст на картоне, масло. 57х77,8
Пожалостин И.П. Несение креста. С оригинала Л. Карраччи. 1871
И.П. Пожалостин.
Несение креста. С оригинала Л. Карраччи. 1871.
Гравюра резцом. 45,5х32,5. Инв.№365/1-14-г
Пырсин С.А. Автопортрет
С.А. Пырсин.
Автопортрет.
Холст, масло. 89,5х72. Инв.№514-ж
Радимов П.А. Монастырь в Хотькове. 1943
П.А. Радимов.
Монастырь в Хотькове. 1943.
Холст, масло. 23,2х30. Инв.№1007-ж
Соколов В.П. Стакан чая. Натюрморт. 1913
В.П. Соколов.
Стакан чая. Натюрморт. 1913.
Холст, масло. 54х46,2. Инв.№512-ж
Трошин Н.С. Телятница. 1931
Н.С. Трошин.
Телятница. 1931.
Бумага, гуашь. 48х64. №890-р
Чирков А.Н. Аллея осенью. Конец 1920-х.
А.Н. Чирков.
Аллея осенью.
Конец 1920-х. Холст, масло. 80х71. Инв.№1538-ж 
Шмелев З.С. Портрет старухи
З.С. Шмелёв.
Портрет старухи.
Холст, масло. 42х32. Инв.№743-ж
Шумов Н.В. Крестьянин. 1853.
Н.В. Шумов.
Крестьянин. 1853.
Холст, масло. 69,5х55. Инв.№389-ж  


Оцените работу музея

Услуга была предоставлена
Информарирование о предстоящих выставках
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Разнообразие и качество экспозиций
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Транспортная и пешая доступность учреждения
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Достаточность информационного сопровождения экспозиций
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Уровень комфортности пребывания в учреждении (места для сидения, гардероб, чистота помещений и т.д.)
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Ценовая доступность
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего проголосовало 1927 человек Средний балл: 3.0