Купить билет
                    Справки и заявки принимаются по телефону 44-18-83 (экскурсионно-массовый отдел)                                            
Бесплатный аудиогид для мобильных устройств.
Виртуальный тур по музею.
«Культура. Гранты России». Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства.
Интерактивная карта учреждений культуры Рязанской области   

Афиша


C 17 января по 7 апреля

ДОРОГОЙ ЖИЗНИ

Новосельская_На работу_496г_PAN7987.jpg


ДОРОГОЙ ЖИЗНИ 


Выставка из фондов Рязанского художественного музея

к 80-летию снятия блокады Ленинграда

27 января 1944 г. – день полного снятия фашистской блокады Ленинграда, длившейся без ма-лого девятьсот дней. Осмысление трагедии и подвига этого русского города в искусстве началось сразу и продолжается до сих пор. Незадолго до падения Шлиссельбурга, которое 8 сентября 1941 г. окончательно отрезало Ленинград от суши, в газете «Правда» появилось стихотворение Джамбула Джабаева «Ленинградцы, дети мои!» в переводе М. Тарловского. Строки послания-поддержки казахского поэта прозвучали накануне уготованных ленинградцам жестоких испытаний.

Выставка из фондов Рязанского художественного музея включает произведения мастеров, живших и творивших в осаждённом городе: Я. Николаева, В. Серова, А. Остроумовой-Лебедевой, П. Шиллинговского, А. Пахомова, М. Платунова, Н. Новосельской. В их полотнах, гравюрах, литогра- фиях – виденное наяву.

В дистрофичной фигуре мужчины на картине Николаева «После обстрела» автор изобразил самого себя; за ним и убитым на снегу рисуется здание Академии художеств. Холст «На оборонных работах» Серова напоминает о рытье окопов и противотанковых рвов гражданским населением горо-да летом 1941 г. В период блокады Серов был председателем Ленинградского союза советских ху-дожников, проявив на этом посту незаурядные способности и мужество. Здание ЛССХ на улице Гер-цена, где шла активная работа над наглядной агитацией, для многих стало тогда не только мастер-ской, но и домом.

В марте–апреле 1942 г. выживших в течение страшной зимы горожан мобилизовали на очист-ку улиц от снега и нечистот, необходимую ради предотвращения эпидемий. Пахомов принимал в ней участие и одновременно, по словам одного из его коллег, «внимательно примечал и образно задумы-вал как рисовальщик», создав в итоге один из своих знаменитых эстампов. Мужчины на фронте, по-этому трудятся исхудалые женщины и подростки. Их же видим на линогравюре Новосельской, вы-полненной по впечатлениям блокадной юности.

Помимо людей героем произведений предстаёт сам город. В записях очевидцев не раз встре-чаются слова о необыкновенной красоте безлюдного и заснеженного Ленинграда. «Он был торжест-венно грозен…» – читаем у Платунова, которому в 1942 г. удалось сделать серию пейзажных и жан-ровых гуашей. Отдельные мотивы серии позже получили воплощение в литографии. Иначе, через ас-социации с классическим искусством, трактует образ города Шиллинговский. В его маленьких гра-вюрах на дереве явлена некая величественная катастрофа сродни гибели античного мира под натис-ком варваров. Цикл «Осаждённый город» стал для Шиллинговского последним – в 1942 г. график умер от истощения. Присутствовавшая на заседании в память о нём Остроумова-Лебедева отметила в дневнике, что многих знакомых художников и искусствоведов там не узнала: «так они от голодов-ки изменились…»

Помимо Ленинграда большие потери понесли его пригороды: Царское Село, Петергоф, Пав-ловск, Гатчина. Работы московского мастера И. Соколова посвящены павловским и петергофским памятникам. Полуразрушенные, осквернённые оккупацией на момент создания линогравюр (1944), Соколовым они показаны невредимыми. И действительно, благодаря воле советского правительства, а также самоотверженности музейных сотрудников и реставраторов немалую часть дворцово-парко-вых ансамблей удалось восстановить в краткие сроки. Так, петергофский фонтан «Самсон» был от-крыт уже в 1947 г.

Завершает выставку изображение Александра Невского П. Алякринского. Бывший в Великую Отечественную войну одним из символов героического прошлого страны (в 1942 г. учредили орден его имени), для Ленинграда Александр Невский важен вдвойне. Святой благоверный князь, чьи мо-щи хранятся в Александро-Невской лавре, является небесным защитником города, и недаром в своём пасхальном послании 1942 г. митрополит Ленинградский Алексий говорил о 700-летии Ледового по-боища. Слова эти о победе Александра Невского над немецкими рыцарями оказались пророческими.

 

Выставка работает ежедневно кроме понедельника и первой пятницы каждого месяца с 11 до 19 часов (касса до 18 часов) по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Тел.: 8 (4912) 44–18–83


Возврат к списку

Оцените работу музея

Услуга была предоставлена
Информарирование о предстоящих выставках
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Разнообразие и качество экспозиций
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Транспортная и пешая доступность учреждения
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Достаточность информационного сопровождения экспозиций
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Уровень комфортности пребывания в учреждении (места для сидения, гардероб, чистота помещений и т.д.)
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Ценовая доступность
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего проголосовало 3227 человек Средний балл: 3.0