Купить билет
                    Справки и заявки принимаются по телефону 44-18-83 (экскурсионно-массовый отдел)                                            
Бесплатный аудиогид для мобильных устройств.
Виртуальный тур по музею.
«Культура. Гранты России». Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства.
Интерактивная карта учреждений культуры Рязанской области   

Афиша


С 29 февраля по 12 мая

Художник слова


ХУДОЖНИК СЛОВА. Выставка из фондов музея к 215-летию Н. В. Гоголя

29 февраля 2024 года в 16.00 в Рязанском художественном музее им. И. П. Пожалостина открывается выставка произведений, приуроченная к юбилею Н. В. Гоголя


Выставка Рязанского художественного музея, приуроченная к 215-летию Николая Васильевича Гоголя (1809–1852), неслучайно называется «Художник слова». Здесь подчёркнут редкий изобразительный дар писателя, в чьих произведениях не только действительность, но и фантастические образы – у Гоголя, впрочем, неразделимые – имеют яркое зримое воплощение, будь то блеск ночного Днепра, бекеша Ивана Ивановича, сад Плюшкина или бакенбарды Ноздрёва.

Всё это прямо-таки просится под кисть и карандаш – рисунки к сочинениям Гоголя появились ещё в 1840-е годы. То, что к идее иллюстрирования автор отнёсся без восторга, считая возможным «допустить излишество этих родов только в таком случае, когда оно слишком (то есть достаточно) художественно», отчасти объясняется пониманием трудностей изобразительного искусства. Гоголь хорошо в нём разбирался, увлекался как любитель, а в начале 1830-х годов даже посещал натурный класс Академии художеств. Обложка первого издания «Мёртвых душ» литографировалась по собственному эскизу писателя.

Среди экспонируемых на выставке произведений зритель найдёт классические акварели П. Боклевского 1860-х годов с портретами героев первого и второго тома поэмы: Коробочки, Чичикова, Плюшкина, Петуха. Карикатурные их физиономии до сих пор задают восприятие нами этих персонажей. Также к XIX веку относятся листы из дорогих несброшюрованных альбомов к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» издания А. Голяшкина. Литографии выполнены ведущими художниками своего времени, в первую очередь, В. Маковским, в мастерской которого они и печатались весьма ограниченным тиражом. Гравюры В. Фаворского 1930-х годов знаменуют смену реалистической стилистики более условной. Иллюстрация Фаворского к «Ивану Фёдоровичу Шпоньке и его тётушке», где мухи равновелики рассуждающим о них Шпоньке и барышне, считается хрестоматийным примером отражения гоголевского гротеска в графике. Другая, живописная выразительность использована в иллюстрации А. Пластова к «Тарасу Бульбе»; автору ближе полновесная материальность гоголевских описаний.

Прекрасная гуашь Пластова с картиной лунной ночи давно не показывалась публике. Ещё одним открытием должны стать пять литографий Е. Кибрика к повести «Портрет» 1975 года. Эта работа стала для Кибрика последней, зрелое мастерство тут сошлось с итоговым раздумьем о сути творчества, столь соответствующим главной теме повести. На окончательную редакцию «Портрета», как известно, повлияло римское знакомство Гоголя с великим художником А. Ивановым. Двух гениев роднило отношение к искусству как духовному подвигу, ответственность перед дарованным свыше талантом.

Целый раздел экспозиции посвящён «Шинели». В большом комплексе иллюстраций 1977–1984 годов А. Зыкова (экспонируется лишь часть) перед нами опять, как в «Портрете», гоголевский Петербург, но уже с точки зрения маленького человека. Приехав в столицу из Нежина, молодой Гоголь сам одно время служил в департаментах, в том числе писцом. Для его искусства это далеко не блестящее начало карьеры оказалось бесценным – будущий сочинитель буквально примерил на себя шинель Акакия Акакиевича. Гуманистический пафос повести, чей мизерный персонаж говорит читателю: «Я брат твой», во многом определил дальнейшее развитие русской литературы; недаром традиция упорно приписывает фразу о том, что «все мы вышли из гоголевской шинели», Ф. Достоевскому.

Изображение Достоевского, а также иных, старших и младших современников Гоголя, его собственные портреты, пейзажи значимых для него мест от Киева до Рима, фантазийные композиции «по гоголевским мотивам» сопровождают на выставке образы произведений писателя, напоминая не только о связи жизни и творчества самого автора, но и о воздействии его книг на будущие поколения, присутствии бессмертного гоголевского слова в нашем сегодня.

Выставка работает с 29 февраля по 12 мая 2024 года ежедневно в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 часов, выходной день – понедельник, санитарный день – первая пятница месяца. Тел. для справок: 8 (4912) 44–18–83


Возврат к списку

Оцените работу музея

Услуга была предоставлена
Информарирование о предстоящих выставках
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Разнообразие и качество экспозиций
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Транспортная и пешая доступность учреждения
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Достаточность информационного сопровождения экспозиций
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Уровень комфортности пребывания в учреждении (места для сидения, гардероб, чистота помещений и т.д.)
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Ценовая доступность
Оценка: Неплохо
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего проголосовало 3227 человек Средний балл: 3.0